эмоциями и поведением часто объяснялись абстрактными теориями, что затрудняло понимание их
больными и эмпирическую оценку исследователями. В качестве реакции на этот перекос в сторону
невидимых и таинственных процессов поведенческая терапия ограничивалась лишь зримыми
внешними событиями. И только позднее К.-п. т. сконцентрировалась на мыслях как поведении чел.
Однако К.-п. т. не представляет собой возвращение к традиционной инсайт-терапии. В отличие
от более ранних подходов, К.-п.т. систематически исследует внутренний материал, категоризируя
мыслительные процессы и увязывая их с внешними событиями в ходе тщательного наблюдения
мыслей, чувств и поведения по ходу времени.
К.-п. т. нацелена на обучение посредством тренировки специфическим навыкам, имеющим
прямое отношение к существующей проблеме. В К.-п. т. акцент на овладении навыками и собственной
ответственности пациента за рез-ты применения этих навыков может способствовать повышению
самообладания пациента и его способности справляться с трудностями. Если в конце концов будет
подтверждена эффективность К. п. т. как метода лечения, это будет означать успешное применение
научного метода к анализу и коррекции наших невидимых мыслительных процессов.
См. также Когнитивные терапии, Современные методы психотерапии, Психотерапия,
Систематическая десенсибилизация
Дж. Форейт, К. Гудрик
Когнитивные карты (cognitive maps)
К. к. отображает относительное расположение точек в пространстве, позволяя тем самым
животному ориентироваться в направлении точки, не имеющей явных отличительных признаков.
Существованием этого термина мы обязаны Толмену, к-рый использовал его для объяснения эффектов
научения при прохождении крысами лабиринта. Выдвинутая Толменом гипотеза К. к. получила
предварительное подтверждение в его лабораторных исслед., когда были обнаружены резкое снижение
совершаемых крысой ошибок при введении пищевого вознаграждения в ранее изученный сложный
лабиринт и адекватное реагирование в исслед. т. н. инсайта и альтернативных путей. Сходным образом,
успешное решение проблемной задачи о трех площадках Майера тж предполагало знание крысой
положения каждой площадки в отношении к двум др.
В дальнейшем Олтон представил более убедительные свидетельства в поддержку гипотезы К. к.
Используя восьмилучевой радиальный лабиринт, Олтон и др. изучали пространственную память у
крысы путем перемещения шарика нищи после каждой успешной попытки крысы в конец др. коридора.
Крысы быстро научались практически безошибочно входить только в тот коридор, к-рый они не
посещали ранее. Крысы прекрасно ориентировались по контролируемым ключевым запахам или запаху
следов, идентифицируя соотв. пространственное расположение даже после того, как лабиринт
поворачивали, и не усваивали фиксированных последовательностей, к-рые могли функционировать
независимо от их пространственных образов.
Моррис провел прямую проверку гипотезы К. к., побуждая крыс отыскивать в резервуаре с
непрозрачной (закрашенной молоком) водой чуть выступающую из нее целевую площадку лабиринта.
Как только путь к площадке с одной стартовой позиции лабиринта оказывался заученным, крысу можно
было опустить в воду в любой точке резервуара, и она выбирала б. или м. прямой путь в направлении
площадки, что согласуется с гипотезой К. к.
Животное, к-рое несомненно обладает К. к. и, вероятно, даже может превосходить в этом
отношении людей, шимпанзе. Это впервые обнаружилось в исслед. Тинклпо, изучавшего
отсроченную реакцию множественного выбора с использованием для этого 16 различных контейнеров,
расположенных попарно на равном удалении друг от друга в круговом порядке. В один из контейнеров
каждой пары, левый или правый, на глазах у испытуемого (шимпанзе, взрослого человека или ребенка)
клался к.-л. предмет. После короткой задержки испытуемому предоставлялась свобода в поиске
спрятанного в каждой паре объекта. Дети плохо справлялись с этой задачей, а шимпанзе несколько
превзошли в этом взрослых, показав коэффициент успешности свыше 70%, даже когда контейнеры
наполнялись случайным образом, что позволяло исключить невольные подсказки со стороны
экспериментаторов, ибо они не помнили, в к-ром из двух контейнеров находились предметы.
По-видимому, птицы тж имеют К. к. Напр., болотные синицы обнаруживают хорошую
пространственную память при нахождении корма, спрятанного ими в разных укромных местах. Они тж
избегают ранее использовавшихся, но теперь пустых тайников. Сохранение в памяти этой информ.,
вероятно, отражает видоспецифичные формы адапт. Птицы демонстрируют слабую способность в
|