Navigation bar
  Print document Start Previous page
 467 of 1766 
Next page End  

нахождении корма, спрятанного экспериментатором в дуплах, что исключает возможность
использования запаха как основы для обнаружения местонахождения корма.
Считается, что пчелы используют характеристики ландшафта вокруг источников нектара, однако
недавние исслед. свидетельствуют о том, что эта локальная карта состоит скорее из мнемических
образов маршрута, нежели является К. к. знакомой местности, как у людей и др. позвоночных
животных. Проведенное Уишоу исслед. латентного научения в условиях затопленных лабиринтов
поднимает целый ряд вопросов об использовании крысами К. к., поскольку были получены
убедительные доказательства в пользу ассоциативной обработки информ.
Денни предоставляет информ. о том, как формируются К. к. Зрительное узнавание и способность
перемещаться с места на место в пространственном плане (in spatial layout)
проверялись вслед за
обучением одному маршруту или множеству маршрутов перемещения в пространстве исключительно
на кинестетической основе (посредством движений руки вслепую вдоль пунктов маршрута на плане).
При обучении движению по одному маршруту, несмотря на гораздо большую тренировку прохождения
целевого маршрута, достигались худшие результаты, чем при обучении движению по множеству
маршрутов, и формировалась гораздо более бедная К. к., о чем можно судить по выполнению
испытуемыми задач на кинестетический и зрительный перенос. Это исслед., по-видимому, дает
основание для следующих выводов: а) чем более разнообразен первоначальный опыт, тем более
абстрактной и менее эгоцентричной (индивидуально привязанной) становится репрезентация
пространства, и б) активное исслед. пространства приводит к репрезентации этого пространства как
скоординированного целого, к-рое выходит за пределы отдельных связей (путей) между локальными
участками. Это целое заведомо больше своих частей.
См. также Абстрактный интеллект, Когнитивные (познавательные) способности, Эффект
Креспи, Экспериментальные исследования памяти, Поведение приматов, Подкрепление
М. Р. Денни
Когнитивные стили учения (cognitive learning styles)
Поскольку К. с. является конструктом, репрезентирующим область наблюдаемого поведения,
имеют место несоответствия в выборе конкретных образцов поведения, к-рые независимые
исследователи включают в исслед. К. с. и его описание. Этими исследователями были разработаны
измерительные инструменты, выявляющие специфическое поведение с целью анализа К. с.
индивидуума.
Следует проводить четкое различие между К. с. и способностью или достижением. Зачастую их
рассматривают как сходные понятия или по крайней мере связанные друг с другом; это ошибочное
представление приводит к известной путанице в отношении К. с. К. с. адресуется к поведению и
предпочтению; он не содержит в себе ценностной смысловой нагрузки, т. е. не оценивается как
хороший или плохой. К. с. касается скорее качественных, нежели количественных различий по ряду
измерений.
К. с. индивидуума определяется на основе того, как он принимает во внимание свое окружение,
ищет смысл и приобретает знание. В дополнение к определению способов овладения учебными
задачами карта когнитивного стиля (cognitive style тар)
может ориентировать индивидуума в
направлении реалистических карьерных целей. Диагностические рекомендации могут использоваться
для восполнения имеющихся дефицитов путем разраб. индивидуализированной образовательной
программы, позволяющей учитывать сильные и слабые стороны индивидуума.
См. также Подходы к обучению, Когнитивная сложность
Н. Э. Хейни
Когнитивные теории эмоций (cognitive theories of emotion)
Теории эмоций пытаются объяснить, как вызывается эмоция, какие она производит физиолог.
изменения и чем одна эмоция отличается от др. Ответ на первый вопрос отличает когнитивные теории
от др. теорий эмоций.
Теоретики всех направлений обычно сходятся в том, что гнев, страх или обе эти эмоции
вызываются (возбуждаются) в тех случаях, когда ситуация интерпретируется как раздражающая и/ или
опасная. Многие твердо убеждены, что такое возбуждение программируется в НС на протяжении
эволюционной предыстории и служит целям выживания вида. По мнению когнитивных психологов,
Hosted by uCoz