много информ. Его длина коррелирует с расстоянием до источника пищи. Направление прямого участка
по отношению к вектору силы тяжести указывает на направление, в к-ром находится источник пищи, по
отношению к солнцу. Т. о., пчела-сборщица летит по прямой вверх в тех случаях, когда получатель
должен лететь прямо вперед к солнцу, а вниз если источник пищи находится в противоположном
направлении. Подобно мн. коммуникационным системам, «язык» пчел мультимодален и имеет
визуальный, тактильный, слуховой и хим. аспекты. Хотя коммуникативная ценность танца
оспаривается, во мн. обстоятельствах он является высокоспецифичным.
Возможно, исслед. «языка» шимпанзе это самый известный пример изучения К. ж. в
психологии. Первые авторы добились весьма скромных успехов, пытаясь научить шимпанзе
произносить звуки речи и слова. Однако знач. позднее неск. исследователей научили животных
использовать достаточно сложные коммуникационные системы, в основе к-рых лежат жесты и
оперантные реакции. Супруги Гарднер применили стандартный американский язык жестов (амслен),
систему, используемую мн. глухими людьми, и преуспели в создании сложного репертуара сигналов у
самки шимпанзе Уошо, к-рая могла и посылать и получать впечатляющий спектр подобных сигналов.
Дэвид Примак научил шимпанзе Сару размещать пластмассовые символы в определенном порядке для
того, чтобы можно было передать сообщение. Румбо и Гилл использовали компьютеризированную
систему в экспериментах с шимпанзе Ланой, к-рая должна была нажимать в определенном порядке
клавиши оперантных реакций, что было частью ее языковой системы. Вопрос о том, насколько эти
системы представляют собой настоящие языки, особенно в том, что касается использования
грамматических правил, остается спорным до сих пор.
См. также Социобиология животных, Этология, Процессы коммуникации
Д. А. Дьюсбери
Компетентность в психологии (competency in psychology)
В условиях потребительского об-ва вопрос о компетентности возникает достаточно часто. Люди
хотят иметь профессионально собранный и работающий автомобиль. Они желают, чтобы их телевизоры
чинили компетентные специалисты. Когда засоряется и течет раковина, зовут квалифицированного
водопроводчика. Никогда вопрос о компетентности не встает так остро, как в случае, когда речь идет о
физ., эмоциональном, правовом или духовном благополучии. Об-во твердо уверено, что люди,
предлагающие услуги в области здравоохранения, должны быть компетентны, равно как и те, кто их
учит.
При определении компетентности внимание уделяется трем аспектам. Первый относится к
степени овладения нужными умениями и навыками; второй к юридич. соответствию; третий к
вопросу, достаточно ли опытным является тот или иной специалист, чтобы заниматься
профессиональной деятельностью. Понятие «компетентность» весьма растяжимое, поскольку не
определяет точной степени мастерства. Этот термин может использоваться для обозначения
минимального, приемлемого, оптимального или высшего уровня квалификации. Однако не это обычно
понимается под «компетентностью». Большинство людей, стремящихся пользоваться услугами
компетентного врача, подразумевают, что это чел., от к-рого можно ожидать высокой компетентности.
Т. о., в традиционном понимании компетентность приобретает существенное оценочное значение. Тж и
большинство профессиональных ассоц. и органов лицензирования отстраняют от практ. деятельности
тех, чья некомпетентность доказана. Что касается компетентности при использовании таких навыков, к-
рые можно выявить, применив те или иные критерии оценки выполнения операций, то ее можно
определить с достаточной степенью уверенности. Когда же компетентность определяется в профессии,
то ей сложно дать четкую характеристику.
У психологов компетентность обычно рассматривается в аспекте предоставления
профессиональных услуг, обычно клинического характера. Минимальным уровням компетентности
прямо адресованы разраб. Американской психол. ассоц. «Стандарты для поставщиков психол. услуг»
(Standards for providers of psychological services), профессиональные стандарты надзорных комиссий
(PSRC) и органов контроля за гарантией качества, принадлежащих оплачивающей услуги третьей
стороне.
Определение профессиональной компетентности тесно связано с вопросом, что собой
представляет психология как профессия. Лица той или иной профессии должны служить об-ву и иметь
для него значение, обладать большим объемом знаний и, как правило, пользоваться исключительными
правами, предоставленными им об-вом. Так, об-во обычно признает право профессии контролировать
|