стало более четкое определение объема базовых психол. знаний, а тж прояснение того, что представляет
собой докторское образование. Надо надеяться, что с развитием психологии как профессии и как науки
определение компетентности будет продолжать вбирать в себя новые тенденции.
См. также Американская психологическая ассоциация, Продвижение по службе,
Профессиональная этика
Н. Эбелис
Комплекс испытаний для получения водительских прав (driver's license testing)
В целом на протяжении челов. истории лицензии использовались правительством в трех осн.
целях для предоставления особых привилегий, установления контроля за определенным поведением
и увеличения доходов. Очевидно, что лицензия яв-ся ценным активом, и возможность ее предоставлять
или отказывать в ней служит важным рычагом соц., экономической и политической власти.
Во всех странах, где существует большое количество автомобилей сюда входят все развитые
и развивающиеся страны мира, сегодня установлены законы, требующие наличия водительских прав
и предусматривающие перед их получением прохождение кандидатом комплекса испытаний. Наряду с
этим в последнее время отмечается тенденция к стандартизации требований на внутри- и
межгосударственном уровне. Это усложняет задачу разработчиков тестов и квалификационных
требований для выдачи водительских прав, поэтому к ее решению все чаще привлекаются
психометристы. Сложившаяся за много лет процедура испытаний, как правило, включает четыре осн.
области: проверка зрения, знания правил или законов, понимания дорожных знаков и умения управлять
автомобилем. Последние три вызывают у психологов наибольший интерес. Знание правил и
распознавание дорожных знаков обычно объединяются в объективном бланковом тесте, в то время как
водительские умения оцениваются индивидуально, когда кандидат выполняет с официальным
наблюдателем в роли пассажира набор установленных маневров.
С психометрической т. зр. проблемы комплекса испытаний для получения водительских прав
связаны гл. обр. с установлением валидности. В связи с усложнением методов тестирования и тем, что
от занимающихся выдачей прав чиновников все чаще требуют обоснований всей процедуры, для
усовершенствования комплекса испытаний начали наниматься на постоянной или договорной основе
психологи и статистики. Тесты на знания (правила и дорожные знаки) можно легко улучшить с т. зр. их
надежности и внутренней согласованности, чего нельзя сказать в отношении желательной, с
политической т. зр., задачи установления их критериальной валидности, важность к-рой осознается
общественностью. В решении этой проблемы едва ли может оказать помощь статистика дорожных
аварий, устанавливающая «нижний уровень» критерия водительских умений, поскольку ее данные
далеки от нормального распределения. Все больше и большое осознается, что вождение как таковое
является психомоторным умением и что объем и характер водительских знаний, необходимых с т. зр.
лицензирующего органа, представляет собой соц. и политический факт, к-рый требует очень мало в
смысле статистической поддержки.
Один из наболевших вопросов, имеющих непосредственное отношение к выдаче водительских
прав и приобретших общемировое значение, касается связанных между собой проблем употребления
алкоголя и дорожно-транспортных происшествий. Уже много лет об-во гневно протестует против
ситуации, к-рая приводит в большему количеству смертей, чем любая война в челов. истории. Не
ослабевает интерес к разработке личностных профилей, способных идентифицировать лиц,
подверженных алкоголизму, дорожно-транспортным происшествиям или сочетанию того и другого, что
позволило бы отказывать в выдаче водительских прав тем, кто попадает в границы таких профилей.
Широкое внедрение личностного тестирования, как правило, считается слишком рискованным с
политической т. зр. мероприятием, однако исслед. в этом направлении, по-видимому, будут
продолжаться. Др. проблему составляет растущая аналогия между вождением и возможностью
работать, заставляющая порой подвергать сомнению правомерность представления о вождении как
привилегии, к-рая может регулироваться путем лицензирования, и выдвигать идею вождения
транспортного средства как права гражданина, к-рое у него может быть отнято лишь при наличии на то
убедительных причин.
См. также Склонность к несчастным случаям и техника безопасности, Измерение, Анализ
рабочих заданий
Д. Фрухтер
|