выражение эмоций находится под строгим контролем.
2. Идеал добросовестности: видит себя как деятельного, надежного и эффективного человека,
ценит дисциплинированность, благоразумие и преданность.
3. Уважение к нормам отношений: выказывает необычную приверженность правилам соц.
поведения и нормам морали; предпочитает вежливые, формальные и корректные отношения с
окружающими.
4. Когнитивное сужение: конструирует свой мир в формулах правил, регламента, иерархии;
лишен воображения, нерешителен и не переносит незнакомых или новых идей и обычаев.
5. Поведенческая ригидность: придерживается высокоструктурированного, четко
регламентированного и монотонно повторяющегося образа жизни; предпочитает организованную,
методичную, педантичную работу.
См. также Руководство по диагностике и статистической классификации психических
расстройств, Расстройства личности
Т. Миллон
Компьютеризованное адаптивное тестирование (computerized adaptive testing)
Определение
Адаптивное тестирование определяется в «Стандартах образовательного и психол.
тестирования» (Standards for educational and psychological testing)
как «последовательная форма
тестирования, при к-рой последующие пункты (задания) теста выбираются в зависимости от ответов на
предыдущие пункты (задания)». Отсюда К. а. т. это адаптивное тестирование, проведение к-рого
облегчается благодаря использованию компьютера. Строго говоря, К. а. т. это просто такая
процедура. Однако, термин «К. а. т.» нередко неправильно употребляют, путая эту процедуру с др.
машинными технологиями, применяемыми в области психол. и образовательного тестирования. К
последним относятся автоматизированное тестирование (computer-assisted testing), компьютерные тесты
(computer-based tests), компьютерное проведение тестов (computer-administered tests)
и машинная
(автоматизированная) интерпретация тестов (computer-generated test interpretation). Все эти процедуры
объединяет то, что они опираются на использование компьютера. Однако между ними существуют
также и значительные различия в отношении целей и способов применения в области образовательного
и психол. тестирования. Несмотря на то что это не связано непосредственно с темой К. а. т.,
представляется полезным кратко ознакомиться с истоками сегодняшнего активного, широкого
применения компьютеров в тестировании и, можно даже сказать, попадания психометрии в зависимость
от развития компьютерных технологий.
Адаптивное тестирование
Адаптивное тестирование основано на принципах последовательного анализа, впервые
изложенных А. Вальдом. Основной целью этой процедуры яв-ся создание теста либо в когнитивной,
либо в аффективной области, состоящего из заданий (пунктов), к-рые не выходят за пределы
способности индивидуума или за пределы самого измеряемого конструкта. Это достигается путем
привлечения группы экспертов в данной области или опытных создателей тестов для разраб. банка
заданий (пунктов), релевантных измеряемой области. Каждое задание из этого банка затем ранжируется
от низкого к высокому уровню трудности на основе информ. о пропорции тестируемых, дающих на
него правильный ответ, или пропорции ответов на к.-л. пункт определенным способом. Эти процедуры
впервые применил Лорд, впоследствии они были модифицированы и усовершенствованы им самим и
др. психометристами.
Компьютеризованное адаптивное тестирование
С началом активного развития компьютерных технологий и применения теории «задание
ответ» (IRT)
в качестве инструмента анализа заданий была создана основа для использования
компьютеров в адаптивном тестировании. Процедура выбора заданий (пунктов) и порядка их
предъявления тестируемому существенно облегчалась машинными операциями. Вайс из
Миннесотского университета стоял у истоков первых разработок К. а. т. Последние разработки и
перспективные планы включают составление тестовых заданий (пунктов) в реальном режиме времени
самим компьютером.
Поначалу преимущественное использование К. а. т. ограничивалось тестами способностей и
достижений. Недавние разраб., однако, позволили применять его также в такой области некогнитивного
тестирования, как измерение аттитюдов. И в том и в др. случае стратегия заключается в предъявлении
|