тестируемому следующего по порядку задания умеренной трудности, к-рое выбирается компьютером из
общего банка заданий в зависимости от рез-та предыдущего ответа. Задания в этом банке градуируются
с использованием IRT-методов, реализованных на уровне программного обеспечения. В этом смысле
можно сказать, что тест «адаптирует сам себя» к уровню способностей или аффективным конструктам
тестируемого. Конечной желаемой целью процедур К. а. т. является разраб. теста, который обнаруживал
бы практически одинаковую валидность и надежность в отношении всего диапазона тестируемого
содержания или измеряемых конструктов.
См. также Теория алгоритмически-эвристических процессов, Педагогическая оценка,
Человеческие факторы, Шкалирование по Лайкерту, Стандартизация теста
П. Ф. Меренда
Компьютеризованное обучение (computer-assisted instruction)
Распространение небольших, мощных и недорогих персональных компьютеров привлекло к ним
повышенный интерес и ускорило процесс внедрения К. о. в большинстве учебных заведений.
Персональные компьютеры могут управлять множеством внешних устройств, таких как проигрыватели
аудио и видеокассет, а также разнообразными входными устройствами, такими как клавиатура,
световое перо и т. д. С приобретением столь широкого спектра опций возможности программ К. о.
больше не ограничиваются компьютерными аппаратными средствами как таковыми, а зависят от
умений методистов и преподавателей в их конфигурации и программировании.
Психологи принимают участие в разраб. и оценке программ К. о. на нескольких связанных
между собой уровнях. Во-первых, на уровне интерфейса между характеристиками ученика и
характеристиками программы. В качестве примера здесь можно привести проблемы, касающиеся
воздействия К. о. на уровень тревоги, мотивации, научения, выполнения и активизации в памяти знаний
пользователя. Вторая область интересов связана с разраб. учебных курсов и программированием. Было
разраб. и подвергнуто оценке широкое множество предметных областей и моделей обучения. В их
число входят рутинные учебные процедуры, консультирующие программы, имитации и интерактивные
модели с широким использованием различных способов и средств взаимодействия. Третий фокус
внимания психологов особенно когнитивных психологов связан с этой второй целью. Короче
говоря, разработка моделей искусственного интеллекта играет чрезвычайно важную роль в решении
задачи создания полностью интерактивной системы, в к-рой компьютер реагирует на проблемы
студентов, а не студент реагирует на ограничения компьютерной программы. Многие пед. психологи
занимаются разраб. и реализацией оценочных парадигм с целью оценки экономической эффективности
К. о.
См. также Программные средства, Теория обучения
Д. Р. Эванс
Компьютерная томография (КТ) (computed tomography)
КТ метод лучевой диагностики, коренным образом изменивший мед. диагностику. В
частности, КТ-сканирование головы избавило от необходимости широкого использования более
инвазивных нейродиагностических методик (например, ангиографии или пневмоэнцефалографии),
сопряженных с риском осложнений и летальности. Технология КТ обещает изменить роль
клинического нейропсихолога в том смысле, что умение обнаруживать и локализовать поражения
структур головного мозга будет все больше обесцениваться по мере увеличения доступности КТ-
диагностики.
Методика КТ, впервые внедренная в Великобритании лабораториями Европейских музыкальных
инструментов (European Musical Instruments Laboratories), яв-ся великолепным примером применения
компьютерной технологии в мед. диагностике. Компьютерная томография измеряет ослабление
рентгеновских лучей, проходящих через срез тела под сотнями различных углов, и затем объединяет эту
информ. для реконструкции внутренней картины тела. При сканировании мозга можно определять
небольшие различия в плотности мозговых структур и производить осмотр на удивление четкой
картины нормальной анатомии головного мозга. Что еще важнее, можно легко выявить такую
патологию мозга, как опухоли или кровоизлияния. Использование контрастных средств делает
полученные изображения еще более качественными. Можно произвести множество «срезов» мозга, что
дает возможность трехмерной визуализации мозговых структур. Каждый такой «срез» может быть
|