изменяющаяся в пределах 7-балльной шкалы, в соответствии с к-рой каждому индивидууму м. б.
приписано число от 1 до 7. Такая система измерения позволяла Шелдону и др. получать более
надежную и дифференцированную картину К. т. человека по сравнению с подходами предыдущих
исследователей.
После идентификации К. т. Шелдон обратился к изучению осн. компонентов темперамента,
связанных с различной телесной организацией. Опираясь на рез-ты корреляционного анализа
различных кластеров черт темперамента, Шелдон пришел к выводу о существовании трех осн.
измерений темперамента: висцеротонии, соматотонии и церебротонии. Индивидуумы, отнесенные к
висцеротоникам, характеризуются плавностью движений, любовью к комфорту, потребностью в
одобрении и любви со стороны др., а тж высокой общительностью. Типичный набор характеристик
соматотоников включает агрессивность, любовь к приключениям, риску, потребность в физ. нагрузке и
получение от нее удовольствия, дерзость, склонность к господству и жажду власти, эмоциональную
черствость. Церебротоники характеризуются эмоциональной скованностью, напряженностью,
ускоренными реакциями, любовью к одиночеству, застенчивостью, боязнью людей и соц. ситуаций, а
тж сильно выраженной потребностью в уединении.
К. Холл и Г. Линдсей предложили четыре объяснения связи между типами телосложения и осн.
темпераментами: а) тип телосложения человека может определять его паттерн реагирования; б) связь
между телесной организацией и темпераментом может опосредоваться определенными стереотипами
(ожиданиями определенных форм поведения от людей с различными типами телосложения); в)
средовые воздействия могут порождать определенные виды телосложения и вместе с этим
определенные типы поведения; г) и физ. и поведенческие тенденции могут в значительной степени
определяться генетическими факторами.
Р. Рикмен оценил эту теорию по шести критериям: а) эта теория не отвечает критерию полноты,
т. к. она не порождает гипотезы за пределами ее специфической области; б) в актив Шелдона можно
занести то, что его подходу присуща точность и верифицируемость. Введя 7-балльную шкалу, Шелдон
сделал возможным для др. исследователей с большей точностью измерять соматотипы и темпераменты
людей и оценивать связи между этими факторами; в) с т. зр. критерия простоты теория Шелдона
содержит слишком мало понятий и вводит слишком мало допущений для адекватного объяснения всего
спектра и многообразия феноменов, включаемых в теорию личности; г) хотя Шелдон предпринял
серьезные усилия не только для разъяснения, но и для обоснования своей теории, эмпирическая
поддержка этого подхода оказывается слабой; д) в плане эвристической ценности подход Шелдона не
оказал значительного влияния на активизацию усилий в этом направлении со стороны др.
исследователей; е) что касается прикладной ценности, то у теории Шелдона она крайне мала.
См. также Генетика поведения, Формирование идентичности, Теории личности
Дж. Кори
Конструирование измерительных инструментов (instrument design)
Слово «инструмент» при его употреблении в контексте соц. наук может относиться ко всему, что
позволяет осуществлять измерение. Напр., IQ-тест инструмент, предназначенный для измерения
интеллекта. Др. типы широко используемых инструментов включают вопросники, личностные тесты,
оценочные (рейтинговые) шкалы и опросы. Как правило, инструменты включают нек-рые средства
представления их рез-тов в числовой форме, облегчающей сравнение. К. и. и. это «процесс подбора
или разработки измерительных устройств и методов, соответствующих поставленной задаче оценки».
Отдельные задания (пункты) измерительного инструмента обычно отбираются или на основе теорет.
соображений, или на основе опыта человека, конструирующего данный инструмент. При К. и. и.
необходимо дать ответ на два осн. вопроса: а) является ли этот инструмент надежным? б) является ли
он валидным?
Надежность это временная согласованность (устойчивость) рез-тов, обеспечиваемая данным
инструментом при измерении определенного объекта (свойства, процесса, состояния и пр.). Понятие
надежности тж используется в физ. науках. Существует три осн. метода проверки надежности. Первый
ретестовый метод, при к-ром индивидууму повторно предъявляется тот же самый тест через
определенный временной интервал. Второй метод расщепления (на эквивалентные половины), при к-
ром оценки индивидуума по одной половине заданий (пунктов) измерительного инструмента
сравниваются с его оценками по др. половине заданий (пунктов). Третий метод взаимозаменяемых
форм, при к-ром индивидууму предъявляются две параллельные формы инструмента и рез-ты
|