сравниваются. Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки; выбор метода
определения надежности зависит от того, к каким его недостаткам наиболее устойчив конкретный
инструмент.
Валидность это психометрическая характеристика, показывающая, в какой степени данный
инструмент измеряет то, для измерения чего он предназначен. Содержательная валидность указывает,
насколько хорошо задания (пункты) определенного инструмента отражают репрезентативную выборку
всех возможных аспектов той теорет. характеристики, к-рые, предположительно, должны быть
представлены данным инструментом. Содержательная валидность обычно достигается
последовательным отображением аспектов этой характеристики в содержании заданий (пунктов)
инструмента и выбором среди них тех, которые наилучшим образом репрезентируют желаемую
характеристику. Критериальная валидность констатирует, насколько хорошо тестовый инструмент
соответствует др. мерам теорет. характеристики, к-рую этот тестовый инструмент предназначен
измерять. Когда конструируется совершенно новый инструмент, необходимо точно определить др.
критерии, с к-рыми можно его сравнить, чтобы оценить его критериальную валидность. Наконец,
конструктная валидность показывает, в какой степени выполнение данного теста согласуется с теорет.
планом или конструктом, относящимся к той характеристике, к-рую этот тест предназначен измерять.
Др. словами, конструктная валидность показывает, насколько хорошо выполнение теста можно
предсказывать исходя из теорет. модели, положенной в его основу. Как и в случае содержательной
валидности, конструктная валидность достигается путем рационального анализа заданий теста. Хотя
нек-рые инструменты, измеряющие, предположительно, крайне динамичные и изменчивые черты,
могут оказываться полезными даже несмотря на их недостаточную надежность, никакой инструмент не
мог бы оставаться полезным в случае установления его недостаточной валидности.
См. также Меры интеллекта, Психометрика, Оценочные (рейтинговые) шкалы
Д. Боуэн
Консультирование (counseling)
Консультирование как обучение
Понимание К. как обучения или руководства, ориентирования, наставления, как его часто
называют, связано с ист. употреблением термина «К.». Словарные дефиниции подчеркивают такие
его признаки, как предоставление советов и обмен информ. Большинство историков формального
руководства рассматривают его как феномен XX в., возникший как одно из неск. реформаторских
движений, отвечающих условиям, к-рые породила Промышленная революция XIX в. Помимо
общечеловеческой озабоченности судьбами людей, лишенных средств к существованию, потребность
пром-сти в трудовых ресурсах стимулировала возникновение профориентации. Пром-сть испытывала
острую потребность в разнообразной и высококвалифицированной рабочей силе. Пионеры в области
профориентации, как и мн. др. реформаторы и сторонники прогресса, видели в бесплатных гос. школах
механизм соц. изменений. С т. зр. пионеров профориентации, школа и ее учебный план предоставляли
благоприятные возможности для подготовки людей (включая тех, кто недавно прибыл из др. стран, а тж
жителей сельских районов Америки) к жизни в промышленно развитом демократическом об-ве. Именно
вера в пользу утилитарного образования создала плодородную почву для развития профориентации.
Слияние профориентации с тестированием укрепило ее как фундамент К. До развития
тестирования профориентация зависела от профессионально-технического обучения, причем важное
значение придавалось профпросвещению и рекомендациям по выбору профессии. С развитием
тестирования в сферах способностей, интересов, профессий и личности профориентация получила
научные средства для реализации своей осн. на здравом смысле идеи повышения соответствия между
работником и профессией. Профподбор основывался на способности консультантов собирать точную
информ. о конкретном чел., его способностях и интересах, а тж о работе. Тестирование и последующие
достижения в области психологии черт и факторов предоставили в распоряжение профконсультантов
методики, позволившие им проводить соотв. оценки как индивидуума, так и работы.
Отличительной особенностью ориентационной модели была верность научному подходу к
практике и исслед. К. Что касается практики К., то консультант, помогая клиенту развить необходимые
навыки решения проблем и правильно понять себя, должен использовать психол. методы, такие как
психол. тестирование, и обоснованную научную информ. Фактически К. рассматривалось как
снабжение клиента необходимыми умениями и знаниями. Тот же самый акцент на научном методе был
принят в исслед., к-рые опирались на методологию черт-и-факторов, использующую психол. тесты и
|