Navigation bar
  Print document Start Previous page
 502 of 1766 
Next page End  

Консультирование увольняемых работников (outplacement counseling)
К. у. р. — это процесс, в ходе к-рого уволенному предоставляется профессиональная помощь,
рекомендации, руководство и обучение с целью улучшения его самосознания, пересмотра карьерных
целей и нахождения новой работы в соответствии с оцениваемыми потребностями и способностями. В
качестве систематической процедуры такое консультирование стимулирует конструктивные усилия
клиента по адапт. к ситуации потери работы, вовлечению в процесс принятия решений, планированию
эффективных стратегий и включению в процесс поиска новой работы.
Услуги такого консультирования предоставляются увольняемым работникам их орг-цией
бесплатно. Орг-ции оценивают такую форму консультирования как позитивное и экономически
оправдывающее себя средство решения личностных, правовых и связанных с общественной репутацией
орг-ции вопросов, касающихся ее действий и политики в области увольнения.
См. также Консультирование, Собеседование при увольнении
X. В. Шмиц
Контекстуальная ассоциация (contextual association)
Контекст занимает важное, но неоднозначное положение в психол. теории. В ранних исслед.
англоязычных психологов контекст был отнесен к фоновой стимуляции, подкрепляющей и
поддерживающей поведение. Поскольку контексту придавался такой же логический статус, как
остальным источникам стимуляции, с ним можно было обращаться как с еще одним стимулом,
способным вступать в ассоциативные связи с др. событиями. Используемый т. о. контекст позволил
психологам исследовать вопрос о том, как опыт или, точнее, научение, может модифицировать наше
восприятие.
Э. Б. Титченер, признанный лидер структурализма в США, провозгласил, что ощущения
приобретают смысл благодаря контексту, в к-ром они возникают. Простые ощущения не имеют
значения: смысл появляется только тогда, когда первичное ощущение сопровождают др. ощущения или
образы. По мнению Э. Б. Титченера, смысл — это совокупность ощущений, вызываемых в воображении
всякий раз, когда конкретное ощущение испытывается в определенном контексте. Неск. ранее У. Джемс
выступил с обсуждением того, каким образом происходит различение изначально смешанных стимулов
в рез-те добавления более различимых признаков, или ассоциаций, к каждому стимулу.
Почему же столь различные школы — структурализм Э. Б. Титченера, функционализм У.
Джемса и необихевиоризм совр. теоретиков — одинаково обращаются с контекстом? Несмотря на
многочисленные различия, все эти направления берут начало от эмпиризма. Как и эмпиризм, они
делают главный упор на анализе явлений и разложении их на осн. элементы, а тж разделяют призыв к
ассоцианизму, касающийся необходимости учитывать единство психич. жизни.
Хотя контекст, вступающий в связь с происходящими в нем событиями, м. б. рассмотрен как
стимул, в равной степени вероятно, что контекст стимула может служить в качестве метасообщения, к-
рое классифицирует элементарный стимул (сигнал). Сообщение, передаваемое сигналом, может
определяться контекстом, в к-ром оно находится. Др. словами, один и тот же раздражитель в различном
контексте может нести различные сообщения. Контекст, рассматриваемый в таком свете, становится
суперординатным понятием, иерархически упорядочивающим и структурирующим поведение.
См. также Восприятие, Структурализм
Э. Рикерт
Контробусловливание (counterconditioning)
В 1924 г. М. К. Джоунз, студентка Дж. Уотсона, опубликовала статью, описывающую успешное
излечение от страха перед кроликами трехлетнего мальчика по имени Питер.
К. представляет собой процедуру, при к-рой реакция на некий раздражитель замещается или
блокируется посредством сочетания этого раздражителя с отличающимся по своей валентности новым
раздражителем. В случае с Питером Джоунз предъявляла вызывающий страх раздражитель (кролика) в
сочетании с приятным раздражителем (пища), вследствие чего реакция страха исчезла. Здесь важно
отметить, что пугающий раздражитель вводился постепенно, гарантируя т. о., что вызываемая в
конкретный момент времени реакция страха не будет превышать по своей силе реакцию, вызываемую
пищей. К. отчасти сходно с угашением в парадигме классического обусловливания. Обе процедуры
Hosted by uCoz