работы по конкретным профессиям.
При разработке К. о. т. д. необходимо ответить на два принципиальных и трудных вопроса: а)
Каковы составляющие успешной работы по конкретной специальности? б) Насколько значим каждый
из уже разраб. статистически измеримых К. о. т. д.?
К. о. т. д. это мера уровня деятельности, имеющая количественное выражение и осн. на
полном описании работы по конкретной специальности. Чтобы называться таковым, этот критерий сам
должен удовлетворять семи следующим критериям:
1. К. о. т. д. должен быть количественным. В качестве примеров можно привести общую
стоимость проданного продавцом товара, выраженную в долларах; количество единиц продукции,
произведенной рабочим завода; или время, показанное на дистанции бегуном. Нек-рые данные не
образуют непрерывного ряда значений, лежащих между низшими и высшими показателями, но все
равно поддаются статистической обработке их можно ранжировать.
2. К. о. т. д. должен соответствовать фактическим требованиям данной работы. При найме на
работу следует использовать профессиограмму, соотв. успешному выполнению данной работы.
3. Критерий успешности должен учитывать, в какой степени выполнение работы зависит от
квалификации работника и прилагаемых им усилий. При оценке качества выполнения работы следует
принимать во внимание комплексность и трудность порученных задач.
4. При использовании неск. критериев необходимо учитывать их относительную значимость. В
каждой работе есть важные и второстепенные требования. Необходимо учитывать каждый пункт
пропорционально его значимости. Эти пропорции иногда бывает трудно определить. Простым
способом оценки относительной значимости различных аспектов работы яв-ся сравнение времени,
затраченного на каждый из них, но часто такая мера оказывается неподходящей.
5. Измерения критерия должны давать согласующиеся на заданном уровне рез-ты. Следует
стараться, чтобы критерий успеха был как можно более объективным, или определять его т. о., чтобы
разные оценщики могли проявить разумное единообразие.
6. К. о. т. д. должен выражаться в сравнимых единицах. Статистические показатели, такие как
процентили, Т-показатели и z-оценки, дают возможность сравнивать степень мастерства, достигнутого
представителями разных профессий или специалистами разного уровня внутри одной профессии.
7. Если это возможно, то К. о. т. д. следует свести к одному числу. В нек-рых случаях это
требование выполняется автоматически за счет конечного рез-та выполнения работы. Однако часто не
удается разраб. единственный аддитивный показатель, и общую оценку приходится получать либо с
помощью к.-л. статистического метода, наподобие частной или множественной корреляции, либо
полагаясь на заключение специалистов.
До недавнего времени в литературе уделялось мало внимания разраб. критериев успешной
работы или даже размышлениям о том, какими они должны быть. Семь предложенных критериев
такого критерия имеют ряд ограничений, и, кроме того, к нек-рым ситуациям они применимы лишь
частично; но чем точнее соответствует этим критериям К. о. т. д., используемый орг-цией, тем
удовлетворительнее рез-ты найма, оценивания и продвижения по службе работников.
См. также Практика найма рабочих и служащих, Оценка труда работника для установления
заработной платы
Р. У. Хазбенд
Критерий хи-квадрат (chi square test)
К. хи-квадрат (?²) был разработан в 1900 г. К. Пирсоном. Это непараметрический критерий, осн.
на сравнении наблюдаемых (f
0
) и ожидаемых (f
e
)
частот; последние могут быть либо теоретическими,
либо эмпирическими. Осн. формула для вычисления статистики ?²:
e
e
k
f
f
f
2
0
1
2
)
(
.
?² чаще всего применяется к одномерным группировкам, 2 х k группировкам, k x 1 группировкам
и таблицам сопряженности 2 x 2, и используется в качестве критерия согласия. На статистике ?²
основаны такие меры связи, как коэффициент фи (?), коэффициент сопряженности (С) и фи Крамера
(?'). Хи-квадрат осн. на мультиномиальном распределении, к-рое сводится к биномиальной форме при k
= 2 ?² используется в многомерной статистике и при вычислении полиномиальных вероятностей,
особенно в логлинейных (логарифмически-линейных) моделях.
См. также Статистика в психологии
|