Navigation bar
  Print document Start Previous page
 531 of 1766 
Next page End  

познания заключаются скорее в конкретных ситуациях, к к-рым применяются эти процессы, чем в
существовании процесса познания в одних группах и его отсутствии в др.». Этот обобщающий закон
имеет много следствий. Он означает, что люди, в независимости от конкретной культуры, обладают
соотв. умениями и навыками, но исключительно важны ситуационные характеристики, позволяющие их
использовать.
Еще одно следствие заключается в том, что о компетентности не всегда можно судить по уровню
исполнения. Если чел. не в состоянии выполнить задание или хорошо пройти тест, это не означает
отсутствия у него способностей. Этот вывод противоречит обычному убеждению, согласно к-рому чел.,
не выполнивший задание на удовлетворительном уровне, не обладает достаточной компетентностью
или способностями. Предпочтительное в этом случае объяснение, за к-рое горячо ратует Коул,
заключается в том, что само задание или ситуационная природа испытания тж могут порождать плохое
выполнение. Эти ситуационные элементы включают в себя необычные материалы в задании,
непривычные временные ограничения при выполнении задания, присутствие заставляющего
нервничать постороннего с высоким статусом, проводящего тест, и т. д.
Методы кросс-культурных исследований: коммуникация с испытуемыми
Методы кросс-культурных исслед. стали особой областью, изучению к-рой посвящены целые
книги. Базовый элемент хорошей методологии — коммуникация с испытуемыми. Без ясного понимания
инструкций исследователя и того, и того, что означают ответные реакции испытуемых, исслед. может
оказаться не только ошибочным, но и опасным.
Для того чтобы можно было проверить наличие хорошей коммуникации между исследователями
и участниками исслед., были разраб. различные методики. Ирвин и Кэрролл предложили неск. этапов
тестирования: разделение испытуемых для того, чтобы избежать смущения; устные инструкции с
использованием наглядных вспомогательных средств; перевод инструкций, осуществляемый
типичными представителями группы респондентов; практика на простых примерах под руководством
исследователя; начало любой серии тестов с задач, уже знакомых респондентам; создание
доброжелательной атмосферы во время тестирования. Если предметом исслед. является сложное
понятие, такое как понятие стадии развития детей согласно теории умственного развития Пиаже, оно
может проводиться в виде обучающего исслед.
Коммуникации между исследователем и участниками может значительно помочь введение
элементов творчества. Де Ласей убедился в том, что дети австралийских аборигенов понимают такие
термины, как «красный», «круг» и «круглый», показывая им деревянные модели и предлагая им
поиграть с образцами различной формы, выкрашенными в разные цвета. Их тж просили показать
примеры этих терминов до того, как начался настоящий эксперимент по изучению способности к
классиф. В др. работе Прайс-Уильямс исследовал приобретение различных понятий Пиаже
представителями племени тив в Центральной Африке. В эксперименте по сохранению дискретных
свойств стандартный метод Пиаже предусматривает использование бусинок в коробочках. Прайс-
Уильямс попытался его применить, но неожиданно столкнулся с коммуникативными трудностями,
после чего заменил бусины на орехи, с к-рыми люди из племени тив были знакомы гораздо лучше. Рез-
ты оказались близкими к демонстрируемым детьми европейских наций. Во мн. кросс-культурных
исслед., где евро-американских детей могут сравнивать с детьми, принадлежащими к др. культурам,
существует фактор, к-рый можно определить как «явное внимание к коммуникации с испытуемыми».
Когда этот фактор присутствует в эксперименте, возрастает вероятность сходства рез-тов для евро-
американской и др. культур. Стандарты коммуникации с испытуемыми стали настолько высокими, что
когда исследователи сообщают о более низких рез-тах к.-л. измерений у представителей одной
культуры по сравнению с др., то искушенные читатели желают получить гарантии относительно того,
что эти данные не яв-ся следствием неспособности исследователя обеспечить наилучшее выполнение
заданий.
Любое определение психологии должно учитывать наблюдения, проведенные в различных
частях света, а не только в тех неск. странах, в к-рых ист. проводилось наибольшее количество исслед.
Т. о., кросс-культурные исслед. занимают центральное место в развитии психологии. Их вклад должен
возрасти в будущем, поскольку все больше психологов из различных стран освобождаются от
ограничений, накладываемых европейскими и американскими теориями. Психологи в др. странах могут
создавать свои собственные теории для того, чтобы дать объяснение эксперим. данным, отличающимся
от прогнозов, сделанных на основе евро-американских теорий. Кросс-культурные данные могут
скорректировать рез-ты, полученные только для неск. стран, указывая на специфические ограничения
теорий. Более того, кросс-культурные факты могут дать стимул к новому мышлению, к-рое, в свою
Hosted by uCoz