Однако данным расстройством страдают гл. обр. мужчины. Его описали Яп и Рин, объясняющие
развитие коро верой в баланс инь и ян женского и мужского начал, к-рый может нарушаться
вследствие половых излишеств. Сильная боязнь этого принимает форму приступов паники или даже
страха смерти. Кроме того, часто присутствует стыд за свои действия, особенно если данное лицо
находит выход, прибегая к услугам проституток или к мастурбации.
Классификация культуроспецифичных расстройств
Хотя нек-рые ученые и считают, что К. р. представляют собой дисфункции, характерные именно
для тех этнокультурных условий и традиций, в к-рых они встречаются, др. придерживаются мнения, что
это всего лишь варианты расстройств, обнаруживаемых в зап. мире.
Кив предложил следующую классиф. К. р.: а) тревожные состояния: коро, сусто; б) фобические
состояния: мал оджо (mal оjo), смерть Вуду; в) депрессивные расстройства: хива-итчк (hiwaitchk),
психоз виндиго (windigo), «злобная тревога»; г) истерические расстройства: лата; д) обсессивно-
компульсивные неврозы: шинкейшитсу (shinkeishitsu), фригофобия; е) диссоциативные состояния: амок,
пиблоктог (pibloktoq), хси пинг (hsieh ping), одержимость духами. По Киву, К. р. можно распределить по
подклассам зап. невротических расстройств.
Яп считал мн. К. р. вариантами реактивных психозов. По его предположению, они составляют
четыре базисные формы психопатологии: а) первичные реакции страха: сусто, «магическая смерть»,
лата, мали-мали, иму, мирьяхит, йонг-да-хте и «магический страх»; б) гипереридические (hypereridic)
реакции ярости: амок, неги-неги; в) культурно обусловленные нозофобии: коро; г) трансовые состояния
диссоциации: психоз виндиго, хси пинг. Эти формы тж можно разнести по трем осн. категориям
психогенных или реактивных психозов, предложенных Шнайдером (К. Schneider, 1959): эмоциональные
синдромы (коро, сусто); параноидные синдромы и синдромы нарушенного сознания (лата, амок, неги-
неги, хси пинг и виндиго).
Роль культурных факторов в этиологии, начале, манифестации, течении и исходе психол.
расстройств установлена достаточно надежно (Marsella & White, 1982, Triandis & Draguns, 1981).
Поэтому неудивительно, что определенные культурные условия и традиции связывают с
определенными расстройствами. Для зап. психиатрии было достаточно сложно приспособить свои
допущения и знания к тому, что каждая культура способствует развитию и сохранению специфических
расстройств. «Универсальные» патологии, бесспорно, существуют, однако и они не могут полностью
избежать влияния культурных факторов. Т. е. в этом смысле все психол. расстройства яв-ся
культуроспецифичными. Это относится к шизофрении и депрессии в такой же степени, как и к коро,
лата, амоку и др. собственно «культуроспецифичным» расстройствам. Последние привлекают наше
внимание к этноцентрическим предубеждениям в зап. психиатрии и, т. о., дают нам возможность
прояснить загадку происхождения и др. проблемы, относящиеся ко всем психол. расстройствам.
См. также Кросс-культурная психология, Культурные различия, Расстройства личности
Э. Г. Марселла
Культур-шок (culture shock)
Изобретение термина «К.-ш.» (для описания тревоги, вызванной утратой ощущения того, что,
когда и как нужно делать в новой для себя культурной среде) обычно приписывают Калверо Обергу.
Чел., попавший в чужую культуру, обнаруживает, что привычные ориентиры исчезли и замещены
странными или незнакомыми. В рез-те у приезжего могут возникать самые разные состояния от
неясного чувства дискомфорта до совершенной дезориентации, требующей полной перестройки
мышления. Вообще говоря, любая новая ситуация напр., новая работа, новые отношения, новый
образ жизни или новые соседи, может потребовать нек-рых корректировок роли и изменений
идентичности аналогично К.-ш. Иногда понятие К.-ш. используют для обозначения общей ситуации,
когда чел. вынужден приспосабливаться к новому порядку, при к-ром не работают ранее усвоенные
культурные ценности и модели поведения.
Вызываемые К.-ш. проблемы можно распознать, опираясь по меньшей мере на шесть
отличительных признаков. Во-первых, привычные ориентиры поведения, ожидаемого от конкретного
чел., или вообще отсутствуют, или их значение изменено. Во-вторых, ценности, к-рые данный чел.
считал подлинными, желанными, привлекательными и важными, могут потерять все эти качества. В-
третьих, дезориентация вследствие К.-ш. вызывает эмоциональное состояние тревоги, депрессии и даже
враждебности, изменяющееся от легкого беспокойства до «шквалов» слепой, необузданной ярости. В-
четвертых, имеет место неудовлетворенность новым образом жизни и идеализация старого. В-пятых,
|