Navigation bar
  Print document Start Previous page
 544 of 1766 
Next page End  

могут повторяться. В большинстве случаев расстройству предшествует внезапный стресс.
Антрополог и психиатр Г. Б. М. Мерфи, работающий в области транскультуральной психиатрии,
выдвинул неск. теорий происхождения лата и связи этого заболевания с культурными факторами. Он
утверждает, что определенные методы детского воспитания в Малайзии и Индонезии делают коренных
жителей предрасположенными к гипервнушаемости, к-рая затем связывается с половой функцией.
Исследователи высказывают предположение о сходстве лата с истерическими расстройствами,
встречающимися в Юго-Восточной Азии, Сибири и разных частях Японии. Поу Менг Яп, психиатр,
много писавший о К. р., рассматривая их с позиций транскультурального подхода, отмечал, что лата
имеет сходство с такими расстройствами, как: меряченье (miryachit), амурах
(amurakh), олонизм
(olonism), иму (imu), имубакко (imubacco), йонг-да-хте (yong-dah-hte), бахтши (bahtschi), юан (yuan),
мали-мали (mali-mali), «jumping frenchmen» и арктическая истерия (Arctic hysteria). Из всех К. р. лата —
самый излюбленный предмет исслед.
Амок. Согласно Мерфи, слово «амок» впервые встречается в европейской литературе в 1552 г. в
отчетах португальских путешественников по Юго-Восточной Азии, где описываются религиозные
фанатики, клявшиеся пожертвовать своей жизнью в битве с врагами. Со временем оно превратилось в
термин для обозначения лиц, у к-рых периоды ухода в себя и апатии внезапно сменялись вспышками
мании, ажитации и жестокими нападениями на окружающих. Часто нападение удавалось остановить
лишь тогда, когда в целях самозащиты захваченного амоком чел. ранили или убивали.
Выдвигались различные теории амока, приписывавшие причину этого расстройства
лихорадочным (напр., малярии) и нелихорадочным (напр., сифилису) инфекционным заболеваниям,
опиумной наркомании, хроническим болезням (напр., поражению головного мозга) и социопсихол.
дистрессу. Ни одна из теорий не выдержала испытание временем; нек-рые же исследователи пришли к
заключению, что амок представляет собой не синдром отдельной болезни, а эксплозивное
диссоциативное состояние, к-рое может возникать в силу целого ряда причин.
Пфайфер отмечает, что амок может вызываться действием множества факторов, в том числе
хроническими заболеваниями, инфекциями, лишением сна, половым возбуждением, средовым стрессом
или жарой. Он утверждает, что заболевание протекает в три фазы. В первой фазе чел. погружен в себя,
замкнут, пассивен и обнаруживает неврастенические реакции. Во второй фазе у него (фактически все
больные — мужского пола) отмечаются признаки деперсонализации, дереализации и паранойи, чувство
ярости и соматическая симптоматика. В третьей фазе, или фазе амока, больной приходит в неодолимое
возбуждение, яростно кричит и набрасывается на окружающих с оружием (напр., мачете), не отдавая
отчета в своих действиях и ничего не помня. Если больного в этой фазе не убивают, то за ней наступает
истощение сил и возвращение к нормальному сознанию. А. Кив отмечает, что амок сходен с
расстройствами, встречающимися в др. частях света, включая «злобную тревогу» в Африке, катхард
(cathard)
в Полинезии, псевдонайт (pseudonite)
в пустыне Сахара и неги-неги (negi-negi)
в горных
районах Новой Гвинеи.
Сусто. Сусто, известное еще как эспанто (espanto), встречается среди испаноговорящего
населения в Центральной и Южной Америке, а тж среди испаноговорящих переселенцев в США.
Изучением этого расстройства занимались Рубел и Гобейл. Хотя сусто встречается у лиц разного пола и
во всех возрастных группах, чаще всего это расстройство обнаруживают у детей и молодых женщин.
Термин «сусто» применяется к широкому спектру феноменов.
В общем, сусто означает «потерю души». Расстройство начинается с переживания сильного
чувства страха, вслед за к-рым наступает потеря веса и аппетита, появляется бледность, усталость,
вялость, неопрятность и сильная жажда.
Предлагалось неск. теорий сусто. Кив высказал предположение, что сусто — это тревожное
расстройство, вызываемое неприемлемыми импульсами, к-рые ставят индивидуума в зависимость от
таких защит, как проекция, изоляция и смещение. Кроме того, Кив утверждает, что сусто дает
возможность играть роль «больного», к-рая приносит существенную вторичную выгоду, получаемую в
виде проявлений внимания и любви. Он пишет: «Сусто — это ...культурнозначимый синдром
тревожной истерии, позволяющий больному получить признание». Гобейл отстаивает мнение, что
развитие сусто у детей м. б. обусловлено ощущением ненадежности положения и страхами, связанными
с заброшенностью, особенно при частых переездах и поездках родителей.
Коро. Коро (иногда еще называют шук янг (shook yong))
наблюдается у жителей китайского
происхождения в Юго-Восточной Азии и Гонконге. У мужчин это расстройство характеризуется
сильным страхом, связанным с идеей, что его пенис постепенно уходит внутрь тела. У женщин оно
может проявляться в виде страха, что их грудь сжимается или же половые губы втягиваются внутрь.
Hosted by uCoz