марихуаны наблюдаются нарушения дыхательных функций. Наиболее часто наблюдаемыми
негативными эмоциональными реакциями являются панические приступы. Описывались, кроме того, и
параноидные реакции. Постоянное употребление сопровождается рядом психосоциальных проблем, но
причинная связь здесь не доказана.
Предлагалось использование М. для лечения глаукомы и контроля побочных эффектов
химиотерапии раковых опухолей (тошнота и рвота). Нарастающее использование М. и противоречивые
сведения о ее потреблении и злоупотреблениях свидетельствуют о том, что она представляет собой
плодотворное поле для будущих научных исслед.
См. также Галлюциногены, Психофармакология, Злоупотребление психоактивными веществами
К. Ландау
Мастурбация (masturbation)
М. термин, используемый для обозначения любого типа самостимуляции, обычно наружных
гениталий, с целью получения сексуального удовлетворения. В подростковом возрасте М. становится
одной из главных форм сексуального поведения и остается таковой для мн. взрослых. По оценке
Маккэри, примерно 95% взрослых мужчин и от 50 до 80% взрослых женщин мастурбировали в каком-
то периоде своей жизни.
Хотя в более ранние ист. периоды М. рассматривалась как признак испорченности или
греховности, сейчас ее обычно принято считать распространенной и почти всегда благотворной
практикой.
См. также Сексуальность человека
Дж. П. Мак-Кинни
Математическая теория научения (mathematical learning theory)
М. т. н. отражает распространившуюся тенденцию опираться на математику как инструмент в
разработке и оценке психол. теории, в частности, теории научения. Хотя достаточно несложно выделить
категорию эксперим. психологов, к-рых можно было бы назвать приверженцами количественной
теории, это вовсе не означает, что все они придерживаются одной и той же теорет. ориентации. Скорее,
их объединяет способ, или метод конструирования теории, к-рый можно назвать количественным.
М. т. н. обладает многочисленными преимуществами перед своими качественными двойниками.
Она позволяет тоньше дифференцировать набор возможных исходов эксперимента на подтверждающие
и не подтверждающие теорет. предсказания. Соответственно, можно делать эксплицитные однозначные
предсказания, т. к. имеются дедуктивные следствия. Это требует от теоретика координации теорет. и
наблюдаемых зависимых переменных.
При оценивании количественной теории, в отличие от качественной, должны учитываться нек-
рые дополнительные факторы. В исслед. научения уравнение позволяет нам вычислить значение нек-
рой меры поведения зависимой переменной для любого заданного количества попыток (проб).
Это уравнение будет содержать ряд констант, или свободных параметров. Чем больше в нем свободных
параметров (или констант), тем легче по нему предсказывать значения y, поскольку задача в этом
случае сводится к вопросу подбора кривой. В идеале, нам хотелось бы оценить свободные параметры в
одной ситуации и использовать их в другой. Однако это представляется чрезвычайно трудной, если не
невозможной, задачей при изучении поведения. Следовательно, мы должны постараться сохранить
общее число свободных параметров как можно меньшим, в идеале не более двух.
В количественной теории необходимо идентифицировать эти параметры, то есть, установить,
какой психол. процесс, механизм или переменную репрезентируют параметры данной теории. Тж
необходимо точно определить круг ситуаций, к к-рым применима теория.
Ранние попытки в создании количественной теории научения отличались чрезвычайно
широкими подходами и, по-видимому, отражали поиски «истинной» формы кривой научения. Наиболее
значительной начальной попыткой в создании количественной теории научения была теория Кларка Л.
Халла, впоследствии расширенная и усовершенствованная Кеннетом Спенсом. В подходе Халла
Спенса использовалось множество свободных параметров, поэтому количественные оценки часто
сводились к задачам подбора кривых. Др. важной проблемой являлось отсутствие четкой связи между
наблюдаемыми и теорет. зависимыми переменными.
Эту проблему смог обойти Уильям К. Эстес, к-рый использовал вероятность реакции в качестве
|