theory). Процесс атрибуции выглядит статичным и, возможно, слишком зависящим от рациональных
моделей переработки информ. В качестве будущего предмета исслед. здесь видится экспериментальное
изучение стратегий управления впечатлением, а также того, как наблюдатели распознают попытки
контролировать их впечатления в процессе формирования своих оценок о действующих лицах.
См. также Выражения лица, Межличностная аттракция, Социальное познание,
Стереотипизация
Дж. Т. Тедеши
Меры интеллекта (intelligence measures)
Интеллект широкий термин, относящийся к совокупности умственных способностей
индивида. Психологи, занимающиеся измерением интеллекта, по-разному трактовали этот термин,
подразумевая под ним количество имеющихся знаний и скорость приобретения новых знаний;
способность адаптироваться к новым ситуациям и оперировать понятиями, отношениями и
абстрактными символами; и даже просто феномен, к-рый измеряют интеллектуальные тесты.
Показатели IQ, получаемые в рез-те клинического использования индивидуальных интеллектуальных
тестов, могут предсказывать академические достижения представителей верхних 90% генеральной
совокупности, обучающихся в обычной школе, тогда как представителям нижних 10% совокупности с
IQ < 80 может требоваться специализированная пед., психол. или мед. помощь.
IQ это не единственная М. и. Это просто оценка, получаемая индивидуумом по конкретному
набору заданий или субтестов теста измеряемого интеллекта и сравниваемая с оценками тех, на ком
этот тест нормировался (или стандартизировался). В понимании непрофессионалов интеллект есть
нечто большее, чем просто сумма психометрически оцениваемых способностей, тестируемых с
помощью IQ-теста. Интеллект тж включает уровень адаптивной способности в таких с трудом
поддающихся измерению, но имеющих решающее значение характеристиках, как школьная
успеваемость, эффективность в трудовой деятельности и успешность функционирования в роли
родителя и, более широко, гражданина. В этой статье термин «интеллект» употребляется в значении
челов. качества, к-рое наилучшим образом оценивается коэффициентом измеряемого интеллекта
индивидуума (а именно показателем IQ)
в сочетании с показателем адаптивной успешности того же
индивидуума в повседневной жизни (школьная успеваемость, продвижение по служебной лестнице,
общественные достижения и т. д.).
Неинтеллектуальные факторы в измеряемом интеллекте
Английский психолог Ч. Э. Спирмен показал наличие, по крайней мере, одного общего, или
генерального фактора (g)
в степени успешности выполнения школьных тестов и тестов достижений,
требующих интеллектуальной способности. Он тж доказал существование специфических факторов (s),
показав, что несмотря на выявленную тенденцию выполнять большинство тестов на одном и том же
уровне, все же нек-рые люди исключительно хорошо справляются с решением задач в специфических
областях. Вопрос о том, является ли интеллект преимущественно единственной способностью (g)
или
разнородной совокупностью многочисленных специфических интеллектуальных способностей (s),
служил предметом споров среди психологов на протяжении трех поколений и до сих пор остается
неразрешенным.
В начале 1930-х гг. было идентифицировано третье измерение челов. интеллекта: качественные
особенности индивидуального уровня интеллекта чел., отражаемые в его наблюдаемой «личности» или
«темпераменте», к-рые присущи только данному чел. и к-рые столь же важны, как и измеримые
элементы, для понимания его уровня успешности адаптации в повседневной жизни. Впоследствии
Векслер назв. эти компоненты неинтеллектуальными факторами в общем интеллекте. Даже когда мы
имеем дело исключительно с измеряемым интеллектом, от 30 до 50% полной факторной дисперсии
индивидуальных различий в измеряемом интеллекте остается не объясненной. Это означает, что
остаточная вариация связана с неинтеллектуальными факторами и состоит из таких компонентов, как
побуждение (драйв), энергичность, импульсивность и т. д. С тех пор был идентифицирован целый ряд
др. неинтеллектуальных факторов, необходимых для полной оценки интеллекта индивидуума, в т. ч.: а)
мотивация; б) физ. здоровье; в) уровень устремлений; г) тревожность; д) уровень зрелости и личностной
интеграции; е) история жизни.
Осн. надежда, возлагаемая Бине на первый успешный разраб. им и Симоном в 1905 г. тест,
связывалась с тем, что он послужит объективным критерием при установлении того, какие дети смогут
обучаться в общественных школах, каким потребуется дополнительное или специализированное
|