обучение, а каким их низкий уровень интеллектуального развития (т. е. умственная отсталость) не
позволит извлечь выгод из традиционного школьного обучения и, следовательно, потребуется
воспитание в специальных интернатах. Однако его тест не только обеспечивал основу для
дифференциации видов обучения, необходимых для этих трех широких категорий детей (обычные
школьные классы, специализированные школьные классы и воспитательные учреждения (интернаты)),
но и оказался полезным для более тонкой дифференциации внутри каждой из этих широких категорий.
Сначала Бине, а впоследствии и Векслер, пришли к выводу о том, что интеллект это качество
целого чел., а не отдельный компонент, к-рый можно изолированно измерить IQ-тестами. Суждение о
чьем-либо уровне интеллекта требует оценки эффективности текущей адаптации в повседневной жизни,
определяемой с учетом анализа клинической истории, существующих жизненных обстоятельств и
текущего поведения индивидуума, равно как рез-тов интеллектуального теста. Поскольку чей-либо
уровень достижений является рез-том как прошлых, так и текущих способностей и опыта, он может
меняться по мере изменений в состоянии индивидуума или его среды. Такие изменения могут вызывать
сдвиги (умеренные или значительные) функционального уровня адаптивного интеллекта индивидуума.
Тесты интеллекта
Арифметические умения, осведомленность, мышление, манипуляция объектами, словарный
запас и функции памяти представлены в наборе заданий, использующихся в тестах измеряемого
интеллекта, независимо от того, наз. ли они тестами школьных достижений, тестами академических
способностей (SATs)
или тестами интеллекта. Цель каждого из этих типов тестов оценить
выполнение всей совокупности заданий, с тем чтобы получить оценку общего интеллектуального
потенциала. Многочисленные тесты этих типов, в силу своей функциональной эквивалентности, могут
комбинироваться для получения одной М. и. Чтобы определить IQ к.-л. чел. или его относительное
положение в распределении совокупности, можно суммировать рез-ты, полученные по тестам
кажущихся несопоставимыми способностей, поскольку известно, что оценки по таким тестам связаны
(коррелируют), обеспечивая тем самым получение М. и. в целом.
Шкалы Стэнфорд-Бине и Векслера являются индивидуальными тестами интеллекта, широко
используемыми сегодня пед., промышленными и клиническими психологами, чей повседневный труд
включает тщательное клиническое, школьное или связанное с работой изучение интеллектуального
функционирования субъекта. Групп. тесты интеллекта, такие как Тест академических способностей
(SAT), обладают преимуществом одновременного проведения с большими группами людей. Однако
такие тесты используются в основном в целях классиф. и скрининга в школах, в армии, при приеме на
работу, в мед. учреждениях и клиниках, обслуживающих большое количество пациентов.
Необходимым предварительным условием правильной интерпретации показателя IQ-теста как
одного из двух компонентов интеллекта конкретного чел. является знание осн. характеристик таких IQ
показателей в частности, знание их норм, надежности и валидности.
Нормы это тестовые показатели, полученные на большом количестве испытуемых в процессе
стандартизации теста. Эти показатели, выводимые на основе обследования широкого множества людей,
служат стандартом для сравнения, относительно к-рого м. б. оценен к.-л. конкретный чел. Если такой
индивидуум отличается по признаку пола, расы или социально экономическому статусу от группы, на
к-рой были получены тестовые нормы, то данный тест не будет валидным для этого чел. Тестовые
нормы, как правило, представлены в виде показателей умственного возраста (МА), стандартных оценок
или процентилей. Умственный возраст ребенка это возраст всех др. обследованных детей,
выполнивших тест на том же уровне, что и тестируемый ребенок.
Измерение интеллекта, как оно отражается в показателях IQ тестов, показывает, как люди
варьируют по степени «интеллекта» на непрерывной шкале. Процентиль это показатель, к-рый делит
генеральную совокупность выборки на 100 частей. Он указывает процент лиц, попадающих в область
ниже его заданного значения. Стандартная оценка показывает отклонение индивидуального рез-та от
среднего в единицах стандартного отклонения. IQ =
100 произвольно принимается за средний
показатель. Это число всего лишь условность. Стандартное отклонение (SD)
является мерой
изменчивости показателей IQ множества людей относительно такого среднего показателя. Обычно 50%
всех людей получают показатели IQ между 90 и 110, 25% ниже 90 и остальные 25% выше 110.
25% совокупности с показателями IQ ниже 90 были классифицированы психологами в нисходящем
порядке как тупые (dull normal), пограничные (borderline)
и умственно отсталые (mentally retarded)
соответственно. Для улучшения понимания специфики лечения и обучения лиц, относящихся к
категории умственно отсталых, эту категорию подразделяют на подкатегории легкой, средней, тяжелой
и глубокой умственной отсталости. Остальные 25% совокупности, имеющие показатели IQ выше 110,
|