общетеоретического или филос. характера, предполагаемые психологией.
В этом смысле термин М. наиболее часто используется в рамках психоанализа. З. Фрейд часто
употреблял этот термин, вначале подразумевая, что психология, к-рой он занимался, имела дело с тем,
что лежало за пределами сознательного опыта, а позднее говоря об исходных посылках
психоанализа. Рапопорт и Гилл расширили М. психоанализа и показали, что полное его понимание
возможно лишь при комплексном подходе, учитывающем 5 перспектив: а) динамическую
(постулирование психол. сил); б) экономическую (рассмотрение постулированных сил с т. зр.
количества заключенной в них энергии); в) структурную (постулирование постоянных психол.
структур); г) генетическую (описание происхождения и развития рассматриваемых психол. явлений); д)
адаптивную (понимание психол. явлений в их связи со средой).
Вторая трактовка термина М. т. е., как того, что находится «позади» психологии, появилась
позднее и связана с развитием философии науки. С этой т. зр. М. всего лишь одна из
многочисленных научных специализаций, нацеленная на раскрытие максимально полной совокупности
принципов, исходных предпосылок, понятий и принимаемых без доказательств способов объяснения
или объяснительных факторов, к-рые делают конкретную науку понятной. Чтобы «метанаука» в этом
смысле слова заявила о себе, сама наука должна просуществовать какое-то время; тогда вслед за ней
может прийти и «метанаука».
Разные трактовки термина М. использовал Ж. Политцер. Принимая на вооружение первую из
рассмотренных выше трактовок, он обвинял «классическую психологию» в выходе за пределы ее
собственного предмета челов. действия, для введения в оборот таких ошибочных
метапсихологических понятий, как «материя души» или «внутренняя жизнь». В этом смысле термины
М. и «метапсихологические» понятия (принципы и т. д.) имеют негативные, уничижительные
коннотации, поскольку метапсихологические допущения понуждают психологию выходить за границы
ее предмета и постулировать наличие таких фиктивных сущностей, как душа, ментальные процессы и
факты сознания.
См. также Теоретическая психология
А. Джорджи
Метод антиципации (anticipation method)
М. а. в вербальном научении это распространенный способ предъявления стимульного
материала в задачах на парные ассоц. и заучивание рядов.
При использовании М. а. в задачах на парные ассоц. испытуемым говорится, что они должны
реагировать определенным образом всякий раз, когда предъявляется стимул. Несколько секунд спустя
этот стимул и соответствующая ему реакция предъявляются совместно. Т. о. испытуемые чередуют
антиципирующие реакции и получаемую обратную связь. Эти пары «стимулреакция» предъявляются
каждый раз в случайном порядке. Обучение продолжается до тех пор, пока не будет достигнут
определенный критерий (например, правильное предвосхищение всех реакций). М. а. для задач на
парные ассоц. отличается от метода проверки заучивания (также называемого методом задержки или
вспоминания) для тех же задач, при к ром испытуемым показывают весь список пар прежде чем они
будут давать ответы на каждый отдельный стимул.
При использовании М. а. в задачах на заучивание рядов испытуемым сначала предъявляется
список элементов, к-рые предстоит заучить в соответствующем порядке. При последующих пробах
испытуемые пытаются предвосхитить очередной пункт из списка за несколько секунд до его появления.
В каждой пробе элементы списка предъявляются в неизменной последовательности. Обучение
продолжается до тех пор пока не будет достигнут определенный критерий (как правило, безошибочное
воспроизведение). М. а. для задач на заучивание рядов отличается от метода проверки заучивания для
тех же задач, при к-ром предъявления испытуемым полного списка чередуются с попытками
воспроизвести этот полный список.
Достоинство М. а. заключается в том, что он обеспечивает испытуемых немедленной обратной
связью в отношении правильности их реакций. Однако его недостатком яв-ся то, что он объединяет
научение и выполнение. Выполнение, как правило, оказывается несколько лучшим при использовании
метода проверки заучивания, чем М. а., хотя это превосходство может зависеть от характеристик
заучиваемого списка.
См. также Методология (научных) исследований
М. Мэтлин
|