Метод критических случаев (critical incident technique)
М. к. с., относящийся к категории методов профессиографического анализа деятельности, был
впервые описан Дж. Фланаганом в 1954 г. Этот метод связан со сбором сотен описаний эпизодов
эффективных и неэффективных трудовых действий, которые реально наблюдали в своей трудовой
деятельности опытные специалисты, руководители и другие работники. Эти эпизоды, названные
«критическими случаями», должны представлять собой специфические действия, к-рые иллюстрируют
успех или неудачу в одной из сторон анализируемого вида деятельности. Напр., критическим
неэффективным случаем для водителя грузовика может являться: «Водитель не посмотрел в зеркало
заднего вида, когда давал задний ход, и в результате врезался в припаркованную машину».
Наблюдателя, вспоминающего критический случай, как правило, просят описать: а) что послужило
причиной данного случая и ситуацию, в к-рой он произошел; б) в чем именно заключалась
эффективность или неэффективность действий индивидуума; в) очевидные последствия этих действий;
г) в состоянии ли был индивидуум контролировать эти последствия.
После того как набирается несколько сотен критических случаев, они подвергаются контент-
анализу и классифицируются одним или несколькими экспертами по категориям или «измерениям»
критического рабочего поведения. Эти измерения впоследствии служат основой для проверки или
разраб. тестов и других процедур профессионального отбора. Их также можно использовать как базис
при разработке программ профессионального обучения.
Важное преимущество М. к. с. как метода профессиографического анализа заключается в том,
что он фокусируется на наблюдаемом и поддающемся измерению рабочем поведении. К недостаткам
этого метода можно отнести то, что его реализация требует много времени и сил, а также его
пренебрежение средним уровнем трудовой эффективности.
М. к. с. использовался также для других, не связанных с профессиографическим анализом, целей.
См. также Промышленная психология, Профессиографический анализ, Оценка труда работника
для установления заработной платы, Анализ рабочих заданий
У. Сосер-мл.
Метод Монтессори (Montessory method)
На пороге XX в. в Европе приобрел распространение новый и революционный метод обучения
М. М. основанный на оригинальных идеях Марии Монтессори, первой женщины-врача в Италии.
Ее страсть к преподаванию обнаружилась, когда она в своей школе начала обучать детей с задержками
умственного развития, а позднее трудных детей.
Она считала основной проблемой образования необходимость в установлении новых и лучших
взаимоотношений между детьми и взрослыми на протяжении различных стадий детского развития. Она
признавала права детей и с уважением относилась к ним как к людям, обладающим чувством
собственного достоинства. Работа учителя, объясняла она, заключается в налаживании
взаимоотношений между учеником и учителем. Это достигается путем управления ситуацией в классе и
введением материалов, которые увлекают детей и позволяют им обучаться самим в своем собственном
темпе. Здание школы должно стать Домом детей, с детской мебелью и оборудованием, специально
изготовленными для того, чтобы отвечать их интеллектуальным и физ. потребностям.
Дети располагают свободой в выборе любых материалов, к к-рым они тянутся. Каждый выбор
уч-ся раскрывает уникальные потенциальные возможности ребенка. Дети могут работать
самостоятельно или в группах. Классы не разделены по возрасту и правила нацелены на поощрение
взаимного сотрудничества, а не соперничества. Поскольку дети оказываются увлечены своей работой,
они не имеют времени для озорства. Взамен этого они обретают самодисциплину.
Материалы Монтессори предназначены для обеспечения дошкольника элементами практ.
жизненного опыта, развития сенсорных способностей, языка и школьных умений. Письмо вводится до
обучения чтению посредством рисования (копирования) букв пальцем на покрытой песком бумаге
(tracing sandpaper letters). К 4 или 5 годам дети Монтессори спонтанно осваивают письмо.
Правописание осваивается с использованием разрезной азбуки.
Полный цикл обучения включает науки, историю, географию, геометрию и арифметику.
Программа обучения опирается на существующие данные о том, что дети дошкольного возраста могут
решать задачи и выполнять большое количество интеллектуальной работы до достижения ими
|