Navigation bar
  Print document Start Previous page
 604 of 1766 
Next page End  

формального возраста поступления в школу. Монтессори ссылалась на уникальную способность разума
впитывать впечатления в период от рождения до 6-летнего возраста.
См. также Альтернативные педагогические системы, Обучение методом (управляемых)
открытий, Индивидуальное образование, Результаты обучения (I, II)
Ш. Браун
Методика вынужденного выбора (forced-choice testing)
Тестирование с применением М. в. в. требует сравнительных, в противоположность
абсолютным, оценок пунктов. М. в. в. обычно применяется в самооценочных инструментах, таких как
инвентари интересов или оценочные (рейтинговые) шкалы. Чел., отвечающему на пункты таких
опросников, предъявляются пары, тройки или, максимум, 5—6 типичных черт, действий или других
характеристик, связанных с измеряемым качеством и уравненных по своей
желательности/нежелательности. Респондент должен проранжировать их, указав наиболее и наименее
предпочитаемую (или наиболее и наименее характерную), и разместить все оставшиеся в каждом из
пунктов между этими двумя полюсами. В противоположность этому, «абсолютное измерение» (absolute
measurement)
часто выполняется с помощью оценочных (рейтинговых) шкал, в к-рых используется
такая форма ответов, как «согласен/не могу сказать/не согласен» или «нравится/безразличен/не
нравится», иногда с добавлением градаций интенсивности: «очень нравится/скорее нравится/ни да ни
нет/ скорее не нравится/очень не нравится». Сторонники абсолютного шкалирования критически
относятся к М. в. в., потому что она не допускает выражения того, в какой степени чел. нравится
некоторая деятельность или качество, и насколько важными или характерными он их считает.
Сторонники М. в. в., однако, заявляют, что она препятствует тенденции респондента давать
большинство оценок в средней области шкалы (между двумя полюсами) или делать выбор на основе
воспринимаемой соц. желательности. Другим аргументом в пользу М. в. в. яв-ся то, что она отражает
реальную жизненную ситуацию: невозможно одновременно делать три равно привлекательных вещи, и
нередко нам приходится выбирать среди трех равно непривлекательных занятий.
См. также Психологическая оценка, Шкалирование
Э. Даймонд
Методика наводнения (flooding)
М. н. (фладинг) относится к группе методов поведенческой терапии и используется
преимущественно для снятия страхов и фобий. Самую общую характеристику применения М. н. дают в
своей статье Маршалл, Готье и Гордон: «Фладинг — это родовой термин для обозначения процедур,
имеющих своей целью угашение классов дезадаптивных реакций на аверсивные раздражители за
продолжительные периоды времени при отсутствии реальных физически травмирующих последствий».
Как следует из этого определения, М. н. имеет два главных отличительных признака. Во-первых,
пациент к.-л. образом подвергается действию устрашающего или аверсивного раздражителя. Во-
вторых, пациент подвергается конфронтации с интенсивными или в высокой степени аверсивными
вариантами раздражителя, обычно в течение длительного времени.
Подтверждена высокая эффективность М. н. в лечении агорафобий. В комбинации с
профилактикой реакций, метод также показан для лечения обсессивно-компульсивных расстройств.
Используются две основные стратегии экспозиции пациента действию аверсивных раздражителей.
Наводнение in vivo предполагает воздействие реальных раздражителей, часто в естественной
обстановке. Психотерапевт может сопровождать больного или предписывать ему самостоятельное
включение в соответствующую деятельность. При воображаемом наводнении раздражители
представлены лишь в воображении: больной просто как можно ярче визуализирует критические
моменты. Обычно наводнение in vivo позволяет добиться лучших результатов.
См. также Новаторские психотерапии, Психотерапия
А. Беллак
Методика репертуарных решеток (repertory grid technique)
Все формы репертуарной решетки яв-ся производными от Репертуарного теста ролевых
конструктов Дж. Келли (Role Construct Repertory Grid Test). Впервые данный тест был описан в его
Hosted by uCoz