статуса для условий, в которых проводились наблюдения. Исследователь не предпринимает попыток
вводить условия или осуществлять систематические изменения. Довольно широкий спектр психол.
исслед. делает затруднительным или невозможным для исследователя изменять статусные переменные.
Многие из таких переменных играют в психологии чрезвычайно важную роль, например, возраст, пол,
социоэкономический статус и интеллект.
Подлинные эксперименты. Первый широкий класс планов исслед., экспериментальные планы,
состоит из двух основных подклассов подлинные эксперименты и квазиэксперименты. Подкласс
«подлинных экспериментов» содержит только один тип плана исслед., хотя этот план может иметь
множество вариаций. В подлинных экспериментах испытуемые случайно распределяются по эксперим.
и контрольным группам. Можно сказать, что исследуемые группы, формируемые путем распределения
испытуемых на основе таблицы случайных чисел, не будут иметь различий в отношении любой
переменной за исключением тех, что вызваны влиянием случая, и степень таких ожидаемых
различий может быть с известной точностью определена.
В структуре любого эксперимента можно выделить 3 части: а) группы испытуемых, б)
экспериментальные воздействия и в) результаты (или критерии). В подлинном эксперименте, в силу
случайного распределения испытуемых по группам, допустимо предположение о том, что все
переменные изначально и на протяжении всего времени исслед. будут равносильными, если не вводить
некоторых систематически различающихся воздействий или условий. Если же после применения
очевидно различающихся воздействий можно показать, что между группами возникают различия в
отношении какой-либо переменной, главный вывод будет следующим: такой эффект был вызван
именно этими воздействиями, и что такие воздействия действительно различаются. Это очень сильное
утверждение, к-рое играет чрезвычайно важную роль в развитии теории в психологии, где утверждения
о причинно-следственных связях яв-ся в конечном счете необходимыми для полного понимания
явлений. Для исслед., в к-рых могут вводиться или исключаться переменные, подлинный эксперимент,
с его исходным случайным распределением испытуемых по группам, является наиболее мощным
исследовательским планом. Он не имеет себе равных в отношении внутренней валидности.
Квазиэксперименты. Квазиэкспериментальные группы формируются естественным путем или
же в результате вмешательства (но не случайного) других, с описанием вводящихся в эти группы
воздействий или условий и критериальных измерений. Кроме того, проведение квазиэксперимента
также требует реализации предварительных измерений. Главное отличие квазиэксперимента состоит в
неприменимости допущения об изначальном равенстве групп, к-рое имеет место в подлинном
эксперименте. Фактически, в основном типе квазиэксперимента (существует несколько их типов),
группы со всей очевидностью оказываются изначально неравными.
Изначальный статус (равные или неравные группы) в квазиэкспериментах надлежит определять
на основе фактической оценки. Если представляется возможным продемонстрировать, что группы в
данном квазиэксперименте являются изначально эквивалентными в отношении одной или более
интересующих исследователя переменных, тогда логика исследования становится практически той же
самой, что и в подлинном эксперименте. Однако, в большинстве ситуаций оказывается, что
квазиэкспериментальные группы действительно изначально различаются. В этих случаях, причинно-
следственная логика плана исследования принимает иную форму. Группы изначально являются
различными. После введения экспериментального воздействия они должны оказаться или еще более
различающимися, или менее различающимися по тем же критериям, чем это имело место в самом
начале. Любой из этих вариантов позволяет предположить, что именно данное воздействие могло
вызвать большие или меньшие различия в критериях.
Эта общая категория квазиэкспериментов представлена 3 основными типами планов исслед., в
рамках к-рых существуют буквально сотни их разновидностей. Эти три типа можно обозначить как: а)
сильные квазиэксперименты, в к-рых исходные измерения свидетельствуют об эквивалентности групп;
б) слабые квазиэксперименты, в к-рых показана изначальная неэквивалентность групп; в) планы
прерывных временных серий. Сильные квазиэксперименты довольно хорошо имитируют причинно-
следственную логику подлинных экспериментов. Кроме того, они гораздо более доступны для
проведения в реальном мире по сравнению с подлинными экспериментами, где исследователь должен
иметь реальную возможность контролировать деятельность тех, кого он изучает, и к кому он применяет
условия воздействия.
Основная проблема квазиэкспериментов заключается в том, что даже в тех из них, в которых
устанавливается изначальное равенство по нескольким переменным, представляется чрезвычайно
трудным определить, что все предшествующие условия, предположительно оказывающие влияние на
|