испытуемых, также являлись равными, или что все переменные в группах испытуемых являлись
равными до применения данного воздействия. Нет никакой гарантии, что некоторые неизмеренные
важные переменные, которые могут влиять на критерии, окажутся равными в исследуемых группах.
В этом месте с целью иллюстрации проблем валидности эксперим. планов исслед. воспользуемся
2 из 3 базовых фактов. Один факт состоит в том, что психол. переменные изменяются со временем.
Другой факт связан с неточностью измерения. Оба этих факта свидетельствуют о том, что никогда
нельзя быть абсолютно уверенным в данных эксперим. исслед. даже подлинного эксперимента.
Данные в любом отдельно взятом эксперименте могут быть получены совершенно случайно в
результате естественного процесса изменений со временем и случайных флуктуации в системах
измерения. Эта угроза внутренней валидности, называемая нестабильностью, контролируется при
помощи статистического анализа.
Проблемы логического вывода о причинно-следственных связях в квазиэксперименте
усугубляются. Даже в сильных квазиэкспериментах исследователь должен также предполагать, что все
важные переменные функционировали во всех группах одинаковым образом и что все важные
предварительные условия в них были тоже одинаковыми. Оба эти допущения может оказаться трудно
принять. В слабом квазиэксперименте, где заранее известно об изначальной неэквивалентности групп,
возникает еще больше проблем. Прямым следствием из невозможности точного измерения переменных
является то, что все наблюдаемые оценки по переменным (за исключением средних оценок)
оказываются смещенными. Для высокоточных мер и тех испытуемых, чьи индивидуальные оценки
оказываются не слишком далеки от группового среднего, это смещение невелико, но для многих более
традиционных мер, широко используемых в психол. исслед., когда обычно измеряют довольно
нетипичных испытуемых, оно может оказаться весьма значительным. Это ведет к тому, что при
использовании сравнительно неточных мер последующие наблюдаемые оценки таких испытуемых
будут иметь тенденцию оказываться ближе к средней даже в отсутствие каких-либо воздействий или
необычных условий между начальным и последующими измерениями, такими как измерения по
критерию после воздействия в квазиэксперименте. Подобный феномен получил название регрессии к
среднему (regression toward mean). Из всего этого можно сделать следующий вывод: хотя слабые
квазиэксперименты являются широко распространенным планом исслед. в психологии, они могут
вызывать значительные трудности в интерпретации, и их результаты следует рассматривать с известной
осторожностью.
Третьим типом квазиэксперимента яв-ся план прерывных временных серий. Он состоит в том,
что испытуемые периодически наблюдаются в течение некоторого времени, и в к.-л. момент или в к.-л.
определенные моменты между этими наблюдениями применяется воздействие или вводится условие. В
сущности, испытуемые здесь выступают в роли собственной контрольной группы благодаря тому, что
они наблюдаются до применения воздействия и затем снова наблюдаются после применения
воздействия. Хотя эта модель плана исслед. сравнительно успешно работает в классических областях
физ. наук и в тех областях биологии, где изучаемые явления характеризуются известной
устойчивостью, она имеет непосредственное отношение к одному из трех ранее рассмотренных базовых
фактов, а именно, что психол. переменные изменяются со временем даже в отсутствие каких-либо
воздействий. Следовательно, это диктует настоятельную необходимость в проведении некоторого
количества наблюдений как до, так и после применения воздействия, с целью оценки степени
устойчивости самого изучаемого явления. Систематическое введение и устранение воздействия и
последующее наблюдение результатов помогает в более надежном установлении причинно-
следственной связи.
Планы пассивного обсервационного исследования
Ко второму основному классу планов исслед. относятся планы пассивного наблюдения, часто
включающие внутренние переменные, такие как социоэкономический уровень, средний балл
успеваемости и уровень интеллекта, к-рыми невозможно манипулировать. Причинно-следственные
связи здесь установить гораздо труднее они практически не поддаются определению. Анализ
результатов таких исслед. обычно проводится с т. зр. оценки силы взаимосвязей между переменными.
Различение переменных, относящихся к воздействию или условию, от критериальных переменных
может вызывать значительные трудности. Зачастую все наблюдения реализуются в течение одного
интервала времени, несмотря на то, что установление направления эффектов может облегчаться путем
наблюдений, проводящихся достаточно длительное время, и в лонгитюдных исслед., охватывающих
продолжительные периоды развития.
Исслед. методом пассивного наблюдения можно подразделить на 4 основные категории планов
|