исслед.: прогноз и классиф., выборочные и опросные исслед., количественные описательные и
качественные описательные. Для 2 последних категорий характерно особенно широкое разнообразие
вариантов и методов. Основным ключом для интерпретации результатов пассивного наблюдения
служит формулировка тщательно разработанной теории о характере взаимосвязей между переменными
и, конечно же, определение круга наиболее важных переменных. Три базовых факта о психол.
переменных в исслед. методом пассивного наблюдения начинают играть ведущую роль при
интерпретации полученных результатов.
Прогноз и классификация. Они включают К переменных, К 1 из к-рых используются для
прогнозирования будущего (или даже текущего) статуса, а К-я
переменная яв-ся прогнозируемой, или
критериальной, переменной. Используемый аналитический метод, как правило, яв-ся статистическим и
включ. методы множественной корреляции, регрессионного и дискриминантного анализа. Прогноз
оказывается особенно полезен в процедурах отбора, где предполагается отбор людей для поступления в
учебное заведение или при приеме на работу, и где количество претендентов превышает количество
вакантных мест. Основные ограничения этого метода состоят в том, что а) описательный прогноз не
обязательно является причинно-следственным прогнозом и что б) возможности прогноза существенно
снижаются из-за ограничений точности измерения. Когда прогноз достигает фактических пределов
точности измерения, никакая другая переменная, которую можно было бы добавить к набору
прогнозирующих переменных, уже не в состоянии повысить уровень этого прогноза.
Выборочные и опросные исследования. Цель этого типа плана пассивного наблюдения
заключается в описании большой совокупности людей по сравнительно небольшому числу переменных.
Она достигается путем выбора репрезентативной группы, называемой выборкой, из целевой
совокупности, и проведением описательных наблюдений. Затем вычисляются средние и показатели
изменчивости этих наблюдений и оцениваются интервалы (или размахи) для более широкой
совокупности, которые с определенной вероятностью должны содержать выборочные средние для
изучаемых переменных.
Количественный описательный план. Этот тип плана исслед. имеет большое количество
вариаций. Наблюдения обычно осуществляются примерно в один и тот же промежуток времени на
группе или нескольких группах участников исслед. Все наблюдения выражаются в количественной
форме при помощи оценочных шкал, тестовых показателей, и т. п. Основным аналитическим методом,
использующимся в качестве отправной точки для определения степени связи между каждой парой
переменных, обычно служит корреляционный анализ.
Определяется степень поддержки различных гипотез и альтернативных гипотез и, если она
оказывается достаточной, выдвигается теория. Проблемы, присущие этому плану исслед., вытекают из
базового факта о неточности измерения и принципиальных затруднений с надежным определением
причинно-следственных связей. Однако количественные описательные процедуры служат важным
этапом в разработке высококачественных эксперим. исследовательских планов. Кроме того, они часто
оказываются единственно доступным планом в тех исслед., где переменными невозможно
манипулировать в силу их внутреннего характера или по этическим соображениям, либо где
манипулирование переменными требует слишком высоких затрат.
Качественный описательный план. Качественный описательный план исслед.
характеризуется, пожалуй, еще большим разнообразием вариантов, подходов и тем, чем количественное
описательное исслед. К качественному описательному исслед. по большей части относятся
теоретические исслед., к-рые ставят своей целью поиск новых неременных и новых взаимосвязей среди
старых и новых переменных. Эти обсервационные процедуры, как правило, реализуются в рамках
системы представлений о желательности подробной регистрации переменных в наблюдаемых областях.
Очевидной целью яв-ся концептуализация новых переменных в области поведения, мышления, чувств и
вызывающих их условий внутренней и внешней среды. Наиболее важную роль оно играет в исслед. с
изучением только одного или малого количества участников (или, при изучении группового поведения
одной или малого количества групп). Этот метод не является независимым от других типов исслед. Он
почти неизбежно предваряет собой все др. методы, поскольку здесь часто обнаруживаются новые
переменные, к-рые более подробно разрабатываются с помощью количественного описательного
метода и впоследствии более строго изучаются эксперим. методами. Данные качественных исслед.
обычно представляются в виде подробных повествовательных отчетов.
Угрозы внутренней валидности
«Угрозы внутренней валидности» выражение, относящееся к плану исслед., к-рое
интерпретаторы данных используют для описания ряда вопросов, возникающих в связи с возможными
|