Navigation bar
  Print document Start Previous page
 615 of 1766 
Next page End  

качестве основы для расширения традиционных методов; был тж введен ряд непараметрических
методов.
В добавление к описанию распределения переменных статистическая модель должна описывать
модель выборки, используемой для получения наблюдений. Обычно полагают, что таковая является
моделью независимых случайных наблюдений, при к-рой на оценки каждого отдельного человека не
влияют оценки др. людей. Наконец, статистическая модель должна точно определять границы области
действия определенных статистических или случайных процессов.
Хотя М. м. а. можно и нужно использовать как разведочные, для проникновения в суть
собранных данных и формулирования гипотез о скрывающихся за ними факторах, большой класс этих
методов составляют конфирматорные (подтверждающие) по своему характеру методы,
предназначенные для проверки теорий. В общем, конфирматорный подход к многомерному анализу
претендует на решение следующих задач: а) оценивание параметров распределения для проверки
гипотез об этих параметрах; б) определение доверительных областей измеренных значений переменных
на основе обоснованного применения теории выборок и стандартных ошибок; в) оценивание
адекватности гипотетической структурной модели; г) сравнение контрастных моделей; д) придание
вероятностных формулировок разным результатам и е) доверительное оценивание выводов.
Методы
Осн. многомерные методы можно разбить на 3 категории: методы линейных моделей, методы
линейной композиции и линейные структурные методы. Их классиф. зависит от того, в какой степени
включаемые в анализ переменные можно считать случайными, а не заданными или известными, и в
какой мере можно опираться на теорию малых выборок, а не только на теорию больших выборок,
учитывая, что теория линейных моделей является наиболее разработанной, а структурные методы, по
крайней мере, достаточно хорошо разработаны в статистическом плане. Как уже упоминалось,
существуют еще и нелинейные методы.
См. также Корреляция и регрессия, Статистика в психологии
П. М. Бентлер
Методы тестирования (testing methods)
Психол. тесты разраб. для столь широкого разнообразия целей, что сами М. т. значительно
варьируют от теста к тесту. Существует множество континуумов, по к-рым можно классифицировать
отдельные тесты.
С т. зр. содержания тест может измерять максимальное выполнение или типичное выполнение,
выявлять лучший уровень, к-рого может достичь обследуемый, либо типичный уровень его
выполнения. Тесты на максимальное выполнение (maximum performance tests)
предполагают
правильные и неправильные ответы; тесты на типичное выполнение (typical performance tests)
обычно
оценивают различия в стилях выполнения, без использования сравнительной оценки ответов с т. зр. их
эффективности.
Тесты на максимальное выполнение можно разделить на две категории: тесты способностей и
тесты достижений. Чистые тесты способностей (ability tests)
измеряют то, что чел. оказывается в
состоянии делать, и обычно формулируют тестовые задания в виде проблем, непосредственным опытом
решения к-рых тестируемый вряд ли обладает. Чистые тесты достижений (achievement tests) оценивают
объем знаний, к-рый чел. усвоил в процессе предшествующего обучения. Однако это различие не всегда
является очевидным, поскольку тесты способностей, как правило, тж предполагают использование
ранее усвоенных правил и принципов. Большинство споров, касающихся ошибок в тестах
способностей, концентрируются вокруг вопроса о том, в равной ли степени все потенциальные
обследуемые имели в своей жизни возможность овладеть этими предполагаемыми в качестве
предварительного условия умениями.
Тесты способностей и тесты достижений можно классифицировать на континууме скорость —
возможность. Чистые тесты скорости (speed tests) состоят из вопросов, на к-рые легко дать правильный
ответ, но этот ответ необходимо дать быстро. Чистые тесты возможностей (power tests)
состоят из
заданий, обычно различающихся по степени трудности, к-рые оценивают максимальное выполнение без
ограничений времени на работу с ними.
В соответствии с др. принципом классиф. можно выделить тесты действия, или «практические»
(performance tests), и тесты вербальные, или «теоретические» (nonperformance tests). Тесты действия
обычно требуют явного, активного реагирования, такого как моторные и манипулятивные действия, в
Hosted by uCoz