то время как вербальные тесты обычно предполагают письменные вербальные ответы на вопросы.
Тесты личности (personality tests) подразделяются на два осн. типа: объективные и проективные.
Объективные тесты личности (objective personality tests), такие как Миннесотский многофазный
личностный опросник (ММРI), обычно включают вопросы, предполагающие ответы в форматах
«да/нет» или множественного выбора, к-рые доступны объективной количественной обработке. Эти
вопросы (или утверждения), составляющие пункты теста, часто объединяются в шкалы, измеряющие
различные аспекты личности. Несмотря на объективность получения оценок по отдельным шкалам, их
интеграция в профили для целостного описания личности обычно предполагает привлечение
субъективных суждений. Проективные тесты (projective tests) используют неопределенные стимулы, к-
рые обследуемый должен интерпретировать, предположительно путем «проецирования» в эту
интерпретацию отдельных аспектов своей собственной личности. Классическими проективными
тестами являются Тест чернильных пятен Роршаха и Тест тематической апперцепции (ТAT).
Проведение и обработка проективных тестов требует специальной подготовки и значительного
профессионального опыта.
Тесты могут разраб. для индивидуального или групп. проведения. Индивидуальные тесты, такие
как IQ-тесты Векслера, требуют для проведения больших временных затрат. Групп. тесты, такие как
Тест академических способностей (SAT), требуют меньших временных затрат, но обычно не позволяют
тестирующему оценивать аттитюды к тестированию, анализировать стратегию ответов или
расспрашивать тестируемого в отношении специфических ответов с целью поиска дополнительной,
уточняющей информ.
Тремя осн. подходами в интерпретации тестовых показателей являются нормативный,
ориентированный на статистические нормы, критериально ориентированный и ипсативный.
Нормативный подход используется наиболее часто и предполагает сравнение индивидуального
показателя с групповым, рассматриваемыми в качестве нормы. Критериально-ориентированная система
связывает уровень выполнения теста индивидуумом с абсолютными стандартами или критериями.
Ипсативный подход предполагает сравнение индивидуальных показателей друг с другом.
См. также Психометрика
М. Эллин
Методы эмпирического исследования (empirical research methods)
Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это
прилагательное употребляется по отношению к методам научного исслед., оно служит для обозначения
методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические
методы основываются на т. н. «твердых (неопровержимых) данных» («hard data»). Кроме того,
эмпирическое исслед. твердо придерживается научного метода в противоположность др.
исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и
др. Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исслед.
состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и
подтверждения/опровержения. Пристрастие эмпирического исслед. к «твердым данным» требует
высокой внутренней согласованности и устойчивости средств измерения (и мер) тех независимых и
зависимых переменных, к-рые привлекаются с целью научного изучения. Внутренняя согласованность
является осн. условием устойчивости; средства измерения не могут быть высоко или хотя бы
достаточно надежными, если эти средства, поставляющие сырые данные для последующего анализа, не
будут давать высокие интеркорреляции. Неудовлетворение этого требования способствует внесению в
систему дисперсии ошибок и приводит к получению неоднозначных или вводящих в заблуждение
результатов.
Методики выборочного исследования
М. э. и. зависят от наличия адекватных и эффективных методик выборочного исслед.,
обеспечивающих получение надежных и валидных данных, к-рые можно было бы обоснованно и без
утраты смысла распространить на совокупности, из к-рых эти репрезентативные или, по крайней мере,
близко аппроксимирующие их выборки были извлечены. Хотя большинство статистических методов,
применяемых для анализа эмпирических данных, предполагают по существу случайный отбор и/или
случайное распределение испытуемых по эксперим. условиям (группам), случайность per se не является
главным вопросом. Скорее, он заключается в нежелательности использования в качестве испытуемых
преим. или исключительно тех, кто составляет чрезвычайно ограниченные или рафинированные
|