Navigation bar
  Print document Start Previous page
 616 of 1766 
Next page End  

то время как вербальные тесты обычно предполагают письменные вербальные ответы на вопросы.
Тесты личности (personality tests) подразделяются на два осн. типа: объективные и проективные.
Объективные тесты личности (objective personality tests), такие как Миннесотский многофазный
личностный опросник (ММРI), обычно включают вопросы, предполагающие ответы в форматах
«да/нет» или множественного выбора, к-рые доступны объективной количественной обработке. Эти
вопросы (или утверждения), составляющие пункты теста, часто объединяются в шкалы, измеряющие
различные аспекты личности. Несмотря на объективность получения оценок по отдельным шкалам, их
интеграция в профили для целостного описания личности обычно предполагает привлечение
субъективных суждений. Проективные тесты (projective tests) используют неопределенные стимулы, к-
рые обследуемый должен интерпретировать, предположительно путем «проецирования» в эту
интерпретацию отдельных аспектов своей собственной личности. Классическими проективными
тестами являются Тест чернильных пятен Роршаха и Тест тематической апперцепции (ТAT).
Проведение и обработка проективных тестов требует специальной подготовки и значительного
профессионального опыта.
Тесты могут разраб. для индивидуального или групп. проведения. Индивидуальные тесты, такие
как IQ-тесты Векслера, требуют для проведения больших временных затрат. Групп. тесты, такие как
Тест академических способностей (SAT), требуют меньших временных затрат, но обычно не позволяют
тестирующему оценивать аттитюды к тестированию, анализировать стратегию ответов или
расспрашивать тестируемого в отношении специфических ответов с целью поиска дополнительной,
уточняющей информ.
Тремя осн. подходами в интерпретации тестовых показателей являются нормативный,
ориентированный на статистические нормы, критериально ориентированный и ипсативный.
Нормативный подход используется наиболее часто и предполагает сравнение индивидуального
показателя с групповым, рассматриваемыми в качестве нормы. Критериально-ориентированная система
связывает уровень выполнения теста индивидуумом с абсолютными стандартами или критериями.
Ипсативный подход предполагает сравнение индивидуальных показателей друг с другом.
См. также Психометрика
М. Эллин
Методы эмпирического исследования (empirical research methods)
Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это
прилагательное употребляется по отношению к методам научного исслед., оно служит для обозначения
методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические
методы основываются на т. н. «твердых (неопровержимых) данных» («hard data»). Кроме того,
эмпирическое исслед. твердо придерживается научного метода в противоположность др.
исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и
др. Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исслед.
состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и
подтверждения/опровержения. Пристрастие эмпирического исслед. к «твердым данным» требует
высокой внутренней согласованности и устойчивости средств измерения (и мер) тех независимых и
зависимых переменных, к-рые привлекаются с целью научного изучения. Внутренняя согласованность
является осн. условием устойчивости; средства измерения не могут быть высоко или хотя бы
достаточно надежными, если эти средства, поставляющие сырые данные для последующего анализа, не
будут давать высокие интеркорреляции. Неудовлетворение этого требования способствует внесению в
систему дисперсии ошибок и приводит к получению неоднозначных или вводящих в заблуждение
результатов.
Методики выборочного исследования
М. э. и. зависят от наличия адекватных и эффективных методик выборочного исслед.,
обеспечивающих получение надежных и валидных данных, к-рые можно было бы обоснованно и без
утраты смысла распространить на совокупности, из к-рых эти репрезентативные или, по крайней мере,
близко аппроксимирующие их выборки были извлечены. Хотя большинство статистических методов,
применяемых для анализа эмпирических данных, предполагают по существу случайный отбор и/или
случайное распределение испытуемых по эксперим. условиям (группам), случайность per se не является
главным вопросом. Скорее, он заключается в нежелательности использования в качестве испытуемых
преим. или исключительно тех, кто составляет чрезвычайно ограниченные или рафинированные
Hosted by uCoz