Navigation bar
  Print document Start Previous page
 617 of 1766 
Next page End  

выборки, как в случае приглашения принять участие в исслед. добровольцев—студентов колледжей,
что широко практикуется в психологии и др. соц. и поведенческих науках. Такой подход сводит на нет
преимущества эмпирического исслед. перед др. исследовательскими методологиями.
Точность измерения
М. э. и. вообще — и в психологии в частности — неизбежно связаны с использованием
множества мер. В психологии в качестве таких мер используются, гл. обр., наблюдаемые или
воспринимаемые образцы поведения, самоотчеты, и др. психол. феномены. Крайне важно, чтобы эти
меры были достаточно точными, и одновременно ясно интерпретируемыми и валидными. В противном
случае, как и в ситуации с неадекватными выборочными методами, преимущества методологий
эмпирического исслед. будут сводиться на нет ошибочными и/или вводящими в заблуждение
результатами. При использовании психометрии, исследователь сталкивается по меньшей мере с двумя
серьезными проблемами: а) грубостью даже наиболее совершенных и надежных инструментов,
доступных для проведения измерений независимой и зависимой переменных, и б) тем фактом, что
любое психол. измерение является не прямым, а опосредованным. Никакое психол. свойство нельзя
измерить непосредственно; можно измерить только его предполагаемое проявление в поведении. Напр.,
о таком свойстве как «агрессивность» можно лишь опосредствованно судить по степени его проявления
или признания индивидуумом, измеренной с помощью специальной шкалы либо др. психол.
инструмента или методики, предназначенной для измерения различных степеней «агрессивности» в том
виде, как она определяется и понимается разработчиками измерительного инструмента.
Данные, получаемые в результате измерений психол. переменных, представляют собой лишь
наблюдаемые значения этих переменных (Х
0
). «Истинные» значения (Х
i
)
всегда остаются неизвестными.
Их можно только оценить, и эта оценка зависит от величины ошибки (Х
e
) присутствующей в любом
отдельно взятом Х
0
. Во всех психол. измерениях, наблюдаемое значение репрезентирует скорее нек-рую
область, нежели точку (как это может происходить, напр., в физике или термодинамике): Х
0
= Х
i
+ Х
e
.
Следовательно, для эмпирического исслед. представляется чрезвычайно важным, чтобы значения Х
0
всех переменных оказывались близкими к Х
i
.
Этого можно достичь только путем использования высоко
надежных измерительных инструментов и процедур, к-рые применяются или реализуются опытными и
квалифицированными учеными или специалистами.
Контроль в эксперименте
В эмпирическом исслед. существует 3 вида переменных, влияющих на ход эксперимента: а)
независимые переменные, б) зависимые переменные и в) промежуточные, или посторонние,
переменные. Первые 2 вида переменных включаются в эксперим. план самим исследователем;
переменные третьего вида не вводятся исследователем, но всегда присутствуют в эксперименте — и их
следует контролировать. Независимые переменные связаны с условиями окружения, к-рыми можно
манипулировать в эксперименте, или отображают эти условия; зависимые переменные связаны с
поведенческими результатами или отображают их. Цель эксперимента заключается в том, чтобы
варьировать условия окружения (независимые переменные) и наблюдать происходящие при этом
поведенческие события (зависимые переменные), одновременно контролируя (или устраняя эффекты)
влияния на них любых др. (посторонних) переменных.
Контроль переменных в эксперименте, к-рого требует эмпирическое исслед., может достигаться
либо при помощи эксперим. плана, либо при помощи статистических методов.
Экспериментальные планы
Как правило, в эмпирическом исслед. используются 3 осн. типа эксперим. планов: а) планы
проверки гипотезы, б) планы оценки и
в) квазиэкспериментальные планы. Планы проверки гипотезы
обращаются к вопросу о том, влияют ли независимые переменные на зависимые переменные.
Статистические критерии значимости, использующиеся в этих экспериментах, как правило,
двусторонние; выводы формулируются в терминах наличия или отсутствия влияния манипулирования
условиями окружения на поведенческие результаты и изменения в поведении.
Планы оценки сходны с планами проверки гипотез в том, что они обращаются к количественным
описаниям переменных, но идут дальше простой проверки нулевой гипотезы, ограничивающейся, гл.
обр., использованием двусторонних критериев статистической значимости. Они применяются для
изучения последующего вопроса о том, каким образом независимые переменные влияют на
наблюдаемые исходы. Эти эксперименты фокусируются на количественных и качественных описаниях
характера связей независимых переменных. В качестве статистических процедур для анализа данных в
этих экспериментах обычно привлекаются корреляционные методы. Осн. акцент делается на
определении доверительных границ и стандартных ошибок, а главная цель заключается в оценке, с
Hosted by uCoz