между двумя похожими (или тесно связанными) терминами, такими как абсцисса и ордината или
сталактиты и сталагмиты. Чтобы не путать два геологических термина, запомните следующее: в
слове сталактиты (которым обозначаются натечные известковые образования, свисающие с потолка
пещер) есть буква к,
та же, что и последняя буква в слове «потолок», а в слове сталагмиты (которым
обозначаются аналогичные образования, поднимающиеся вверх в виде больших сосулек со дна пещер,
т. е. с земли), есть буква м, делящая слово «земля» пополам. Возможно, кому-то понравится следующий
мнемонический прием для запоминания того, что абсцисса является горизонтальной, а ордината
вертикальной осью координат. При громком и четком произнесении слова «ордината» губы
вытягиваются в вертикальном направлении, тогда как при произнесении слова «абсцисса» губы
остаются практически горизонтальными.
Сигнальщики в военно-морских силах США изучали фонетический алфавит (например, «альфа»
для А и «браво» для Б) и азбуку Морзе одновременно, используя мнемонику подходящих визуальных
стимулов, к-рые вызывают в памяти как фонетическую букву, так и соответствующий символ азбуки
Морзе. Напр., просто здание с четырьмя точками (окнами) представляет собой как фонетический
символ (отель a hotel), так и символ азбуки Морзе (четыре точки в одном ряду) для буквы h. После
этого буквы легко вызывают зрительный образ, подсказывающий правильный фонетический ответ и
ответ азбуки Морзе. Все используемые образы крайне просты.
Познакомившись с новым чел., многие люди затем не могут вспомнить его имя. Обычно это
происходит потому, что имя не заучивают при первом знакомстве. Чтобы запомнить имя, его нужно
повторять и связывать с уже известными именами, или с чем-либо, что это имя подсказывает из опыта.
Имя может быть связано с чел. путем наблюдения того, что может быть необычного в его манерах и
внешности, или на кого он похож. Имеющие ясную цель методики, наподобие этих, не занимают много
времени, но отличаются большой эффективностью.
См. также Ассоцианизм, Мнемоника, Перенос в обучении
М. Р. Денни
Многомерное шкалирование (multidimensional scaling)
Под М. ш. в большинстве случаев понимается семейство моделей и связанных с ними методов
для представления данных о сходствах или различиях стимульных объектов либо др. элементов на
основе заданной пространственной модели. По существу, целью М.ш. в более узком смысле является
упрощение большой и сложной совокупности наблюдений посредством построения пространственного
представления, которое позволит увидеть отношения между стимулами. Предполагается, что в такой
пространственной модели величины близостей (сходств, различий, индексов совместной встречаемости
или других мер тесноты или близости) соотносятся простым и прямым способом с расстояниями между
попарно сравниваемыми стимулами. Разумеется, когда речь идет о реальных данных, при получении к-
рых неизбежны ошибки и искажения, точного соотношения достичь невозможно.
Один пример, часто используемый для иллюстрации М. ш., меняет общепринятый процесс
считывания расстояний с карты городов на противоположный, чтобы получилась задача
восстановления этой карты на основе знания одних только расстояний между городами. В
действительности, в некоторых разновидностях М. ш. процедурах неметрического М. ш.
достаточно знать только ранговый порядок расстояний между городами, чтобы восстановить их карту.
Вращение координатных осей, упоминаемое здесь мельком, на самом деле вовсе не тривиальный
вопрос в М. ш., имеющий, к тому же, большое значение для его практических приложений. Цель М. ш.
не просто построить пространственную карту или репрезентацию стимулов, но еще и
интерпретировать ее исходя из значащих психол. (или других) измерений.
Эти измерения соответствуют координатным осям такой карты. В психол. приложениях М. ш.
одни системы координат соответствуют «естественным» или легко интерпретируемым измерениям,
тогда как другие с трудом поддаются интерпретации. Конкретная система координат, задаваемая
машинной программой М. ш., может быть совершенно произвольной и требовать процедуры вращения
для достижения приемлемой интерпретируемости результатов. Модели индивидуальных различий, к-
рые мы рассматриваем несколько позже как «трехмерные» модели М. ш., и в особенности метод
INDSCAL, могут помочь в решении этой проблемы вращения.
Обратимся сначала к моделям и методам М. ш. для однотипных (напр., стимулы) двумерных
(напр., парные сравнения) данных о близости. Эти данные могут иметь источником непосредственные
суждения людей о сходстве или различии, а также получаться из др. данных, таких как смешиваемость
|