допускаются никакие отвлечения кроме еды и физиолог. отправлений. Последующие периоды
возрастающей по трудности работы, групповые занятия и ведение дневника подготавливают пациента к
выписке примерно через 2 месяца после поступления.
Амбулаторное проведение метода в Японии и США обычно включает директивное
консультирование, ведение дневника, чтение и индивидуализированную подготовку в ходе
еженедельных сеансов. Судя по результатам, принципам такого образа жизни можно научиться за неск.
месяцев с достижением немедленного краткосрочного эффекта, однако полная их реализация в
повседневной жизни требует более длительного времени.
См. также Психотерапия, Дзэн-буддизм
Д. К. Рейнолдс
Морфология искусства (artistic morphology)
М. и. относится к научному изучению формы и структуры в иск-ве. В визуальных иск-вах акцент
делается на форме. Уже с конца прошлого столетия психологи приступили к соотв. исслед. в области
восприятия. Франц Боас в своем труде «Примитивное искусство» (Primitive art) цитирует высказывание
Вильгельма Вундта, что «в области психол. изучения иск-во занимает место между языком и мифом».
Можно рассматривать зрительно воспринимаемую форму как образующуюся в процессе
взаимодействия четырех факторов. Первым является структура образов объектов, проецируемых на
сетчатку глаза. Такие формы, в определенном смысле, репрезентируют аспекты остановленных
процессов (arrested processes). Они обладают определенным динамизмом, вытекающим из заложенных
в них сил.
Второй фактор состоит из формирующих сил самого зрительного аппарата. Образы восприятия
(перцепты) упорядочиваются при помощи структур этого аппарата. Гештальт-психолог Макс
Вертгеймер сформулировал «принципы группировки» («principles of articulation»), к-рые Рудольф
Арнхейм в своей книге «Искусство и визуальное восприятие» (Art and visual perception)
свел к
единственному «принципу подобия» («principle of similarity»), являющему собой пример
гипотетического общего закона, согласно к-рому силы единого психол. или физиолог. поля стремятся к
простейшему симметричному распределению.
Третьим фактором является мотивация организма к наблюдению, селекции и пониманию. Она
изначально связана с биолог. выживанием. Форма и содержание в изобразительном иск-ве связаны с
тем, что художники и те, кто их поддерживают, считают для себя значимым. Начиная с изображений
бизонов в пещерах эпохи палеолита и кончая «необъективными» ритмами Пита Мондриана, художники
выражали свои личные интересы и интересы своего непосредственного окружения. Существовавшие
ранее представления о более низком уровне умений «примитивных» художников рассеялись с
осознанием того, что функция таких художественных произведений отличается от функции
«предметно-изобразительного» творчества.
Последний фактор относится к выражению аттитюдов, темперамента и внутренних конфликтов
художника. Художественный критик Герберт Рид в своей работе «Воспитание искусством» (Education
through art) отмечал существование глубокого духовного родства между художником и выбираемой им
формой.
Клиницисты пытаются интерпретировать такие произведения с позиций двух осн. подходов:
первый опирается на использование метода фрейдовского психоан. Эрнст Крис своим трудом
«Психоаналитические разыскания в области искусства» (Psychoanalytic explorations in art)
внес
значительный вклад в рамках этого направления. Второй подход, известный под названием
«изоморфный символизм», исходит из допущения, что структурные качества визуальной формы
связаны со аналогичными характеристиками челов. поведения; было обнаружено, в частности, что дети,
предпочитающие «теплые» цвета, обладают более «соц.» темпераментом.
Форма и структура в иск-ве, следовательно, не являются статичными элементами, они
порождаются динамическим взаимодействием процессов, происходящих в самом художнике и объектах
его восприятия.
См. также Гештальт-психология, Психология искусства
Р. Дж. Хирн
Мотивация (motivation)
|