нападение, «оцепенение», припадание к земле, беганье и бегство, причем нек-рые из них являются
видоспецифичными. Раздражители, ассоциирующиеся с болью, со временем начинают вызывать страх.
Страх возникает в рез-те антиципации ситуации, связанной с болью. Страх и тревога, несмотря на
имеющееся между ними родство, различаются уровнем специфичности. Страх возникает в ответ на
специфическое событие, тогда как тревога является более генерализованной и неспецифической
реакцией. Поскольку у людей связанные с болью ситуации часто являются символическими, а не просто
физ., мн. исслед. в данной области посвящены изучению концептуальных процессов, таких как «боязнь
неудачи» и «боязнь успеха».
Если болезненную стимуляцию можно прекратить (спасение) или предотвратить (избегание),
животное или чел. могут научиться новому поведению, к-рое приводит к такому спасению или
избеганию. Поведение, приобретаемое через научение избеганию, обычно выучивается медленнее, но
сохраняется гораздо дольше, чем поведение, приобретаемое через научение спасению. Долгое время
считалось, что челов. тревога поддерживает избегающее поведение.
На то, что тревога имеет гораздо больше отрицательных, чем положительных последствий,
много лет назад указывал еще З. Фрейд, постулировавший, что первопричина челов. невроза кроется в
тревоге. Данные клинических, полевых и лабораторных исслед. свидетельствуют, что защитные М.,
подобные страху и тревоге, могут вызывать поведение, к-рое препятствует эффективному выполнению
задач и творческому решению проблем. Хотя и было обнаружено, что тревога облегчает выработку у
чел. простейших условных рефлексов, наподобие мигательного, обычно она не облегчает научение
сложному поведению. Тревога и страх активизируют поведение в качестве М., и в нек-рых ситуациях
или при выполнении нек-рых задач могут приводить к целесообразному поведению. То, каким образом
тревога и страх влияют на поведение, обычно зависит от конкретной сложившейся ситуации и от
конкретного чел., поскольку в М. важна не только сила, но и направленность.
Тревога измерялась и как черта, и как состояние, и обычно эти показатели обнаруживают
сильную положительную корреляцию. Однако в нек-рых ситуация люди с сильно выраженной
тенденцией к тревоге (высокая тревожность как черта) могут испытывать низкую тревогу (как
состояние), и точно так же при нек-рых обстоятельствах люди с низкой тревожностью могут находиться
в состоянии высокой тревоги. Тревога и страх не только влияют на поведение, но и могут также
вытекать из действий чел., поэтому между М. и поведением существует не односторонняя, а
двусторонняя связь.
Хотя может показаться, что тревога и страх возникают только в ответ на аверсивные внешние
события, люди способны сами генерировать эти М. Согласно теории Адлера и клиническим
наблюдениям, эмоции обслуживают определенную цель и порождаются с определенной целью.
Эмоции, обычно нарушающие челов. деятельность или адаптивное поведение, могут тж использоваться
в качестве средства контроля над поведением.
Ожидание, контроль и мотивация сближения
Познания и убеждения людей играют доминирующую роль в М. Убеждения сказываются на
ценностях, ожидании будущих рез-тов и апперцепции окружающих событий. Челов. М. всегда
изучалась с учетом таких когнитивных процессов. Напр., литература no M. достижения показывает, что
лица с высокой «потребностью в достижении» научаются стремлению достигать совершенства в
выполнении уже в раннем возрасте. Уверенность в своих силах является ключевым аспектом их
мотивационной тенденции.
Мн. теоретики утверждают, что люди функционируют эффективно, когда они верят в
возможность достижения положительных рез-тов и когда они считают, что обладают контролем над
характером тех событий, к-рые с ними происходят. Одна из первых теорий, подчеркивавших важность
воспитания у детей уверенности в себе и бесстрашия (готовности браться за новые вещи и прилагать
усилия даже тогда, когда успех не гарантирован), была предложена А. Адлером. Литература по «локусу
контроля подкрепления» свидетельствует, что люди, к-рые считают себя лишенными возможности
контролировать происходящие с ними события, оказываются более тревожными и реже выбирают
линии поведения, приводящие к положительным исходам. Дети, воспитываемые не столько с помощью
похвалы и вознаграждения, сколько в духе поощрения инициативы и опоры на собственные силы, с
большей вероятностью сохраняют социально конструктивное поведение. Лабораторные исслед. детей и
взрослых показали, что внутренняя (интринсивная) М. и самоуправление подкрепляют поведение более
эффективно, чем внешняя (экстринсивная) М. и регулируемые извне вознаграждения.
Взаимосвязь соц. М., ожидания, усилий и рез-тов деятельности была обнаружена в отношении
широкого разнообразия условий и решаемых задач. В частности, установлено, что дети с выраженной
|