эффектов повышенной М. принято ссылаться на ретикулярную активирующую систему. В своих
ранних работах Моруцци и Мэгун, а позднее и Линдсли, описали систему, включающую в себя
ретикулярную формацию, таламус и кору головного мозга, к-рая вроде бы объясняла, как организмы
могут проявлять как специфическое, так и неспецифическое возбуждение. Однако мн. исследователи
оспаривают на уровне физиол. и на уровне поведенческих наук возможность существования
единой системы возбуждения.
Различия между физиологическими и психологическими потребностями
Хотя на первый взгляд может показаться, что психол. потребности как тип М. тесно связаны или
идентичны физиолог. потребностям, различия между ними нередко оказываются разительными.
Физиолог. потребности обычно связаны с выживанием или здоровьем индивида, поэтому их часто
называют «органическими» нуждами. Исслед. разнообразных млекопитающих, особенно низших
обезьян, показали, что психол. и физиолог. потребности существенно различаются. Напр., имеются
эксперим. доказательства того, что для оптимального развития и облегчения научения новым формам
поведения молодым лабораторным крысам необходима активность и внешняя стимуляция, к-рая не
отражает «органических потребностей».
То, что людям для оптимального развития и результативной повседневной жизни требуются
эмоциональные, интеллектуальные и соц. виды удовлетворения, иллюстрирует общие, или присущие
чел. как биолог. виду, психол. потребности. Иногда мотивы, наз. исследователями «потребностями»,
такие как «потребность в достижении», м. б. доступными объективному измерению и функционировать
предсказуемым образом, но не оказываться действенными для людей в целом. Такой мотив может быть
очень сильным и обладать качеством «потребности» для конкретного чел., но не представлять собой
базовой психол. потребности, свойственной всем людям; к тому же он отличается от физиолог.
потребностей, к-рые связаны с выживанием или физ. здоровьем индивида.
Так же как психол. потребности могут не зависеть от физиолог., так и физиолог. потребности,
или нужды организма могут не иметь никаких связей с психол. потребностями. Мн. токсические
эффекты, к-рые создают физиолог. потребности, не имеют связи с психол. потребностями. Др.
примером, в к-ром различаются физиолог. и психол. состояния, является голод. По мере того как
проблемы ожирения и нервной анорексии становятся все более злободневными в совр. об-ве, это
различие приобретает возрастающую отчетливость в мед. науке и общественном сознании. В целом
и это представляется особенно очевидным в отношении людей физиологические потребности не
являются ни необходимыми, ни достаточными в качестве основы для М., хотя и могут быть ее
мощными источниками.
Различия между поведением и мотивацией
Нельзя делать вывод о существовании М. лишь на основании наличия определенных видов
поведения. Поведение м. б. обусловлено множеством факторов. Поскольку М. является промежуточной
переменной, гипотетическим внутренним состоянием индивида, чтобы ответить на вопрос о связи такой
переменной с поведением, необходимы тщательные исслед. и наблюдения.
При изучении животной агрессии специалистами по поведению животных (иногда наз.
этологами) часто высказывалось предположение о том, что животные обладают врожденным драйвом
(побуждением), или М., к агрессии. В поддержку этой т. зр. приводятся данные о том, что когда
животные лишены возможности проявлять агрессивное поведение, они с большей вероятностью ведут
себя агрессивно впоследствии, и что выросшие в изоляции животные демонстрируют специфическое
для данного вида агрессивное поведение, даже если они никогда не контактировали с др. животными
этого вида. Однако доказательства необусловленности агрессии врожденным драйвом появляются из
мн. источников. Напр., лабораторные исслед. показали, что изоляция крысы от своих сородичей
усиливает ее эмоциональное возбуждение и с большей вероятностью делает ее убийцей.
Агрессия часто описывается как реакция на фрустрацию или боль. Из мн. исслед. становится
очевидным, что ранний жизненный опыт и научение формируют тот способ, каким животные
реагируют на стрессовые события.
Страх и тревога
Страх и тревога являются приобретенными М. Нек-рые исследователи указывали на случаи
врожденных страхов у животных и младенцев, однако в целом челов. страх и тревога приобретаются в
рез-те жизненного опыта. В исслед. изучается то, как приобретаются эти М., какие виды ситуаций их
вызывают и как эти М. влияют на поведение. Научение играет двойную роль, поскольку приобретается
и сам страх, и вызываемое такой М. поведение. Существует широкое разнообразие форм поведения
животных и чел., к-рые появляются в ответ на раздражители, вызывающие боль или страх, напр.,
|