Однако А. т. должна реагировать на стимулы, снижающие сопряженность между специфическими
сигналами и тошнотой. Поскольку какие-то связи УР БР неизбежны в клинической обстановке,
процедура вмешательства должна быть направлена на блокирование таких связей.
Хорошо обоснованной парадигмой классического обусловливания, к-рая может быть
использована для достижения этого эффекта, является зашумление (overshadowing). Вместо одиночного
УР с БР сочетается комбинации раздражителей. Обычно эти раздражители обозначают как УР¹ и УР².
Если УР¹ действует вместе с БР, условно-рефлекторная реакция будет сильной; т. е. если медсестра
протирает кожу спиртом (УР) перед XT (БР), у пациента может возникнуть тошнота (как условно-
рефлекторная реакция) до того, как БР прямо воздействует на желудочно-кишечный тракт и/или
химиорецепторную пусковую зону в мозгу. Если, однако, вместе с запахом спирта (УР¹) использовать
какой-то редкий и сильный запах или вкус (УР²), тогда УР¹ будет зашумлен УР². Др. словами, новый УР
препятствует образованию связи между внутренней репрезентацией запаха спирта и БР. Время от
времени УР² следует менять, поскольку он может сам стать стимулом, способным вызвать условно-
рефлекторную реакцию. Следует учесть, что антиэметики, даваемые с целью предотвращения тошноты
и рвоты, могут приобрести свойства УР, сигнализируя о введении цитостатика и, т. о., оказываясь
связанными с XT.
Эффективность зашумления подтверждена условно-рефлекторным лечением отсутствия
аппетита у раковых больных. Пациенты, получающие пищу с новым вкусом перед XT, реже
отказываются от питания в клинике.
См. также Метод антиципации, Классическое обусловливание, Локус контроля
С. Клостерхальфен
Антропология (anthropology)
А., или наука о человеке, это ярлык, к-рый вполне можно было бы прикрепить к тому, что
принято называть психологией. Подобно психологии, А. развивалась как широкая дисциплина,
посвященная научному изучению человека; как и психология, А. является разнородной дисциплиной,
представителей к-рой не всегда можно четко отличить от представителей др. дисциплин, занимающихся
научным изучением человека.
То, что наиболее последовательно отличает А. от родственных ей дисциплин, это ее
сосредоточение на сравнении об-в друг с другом (в особенности дописьменных или т. н.
«примитивных» об-в), интерес, выражающийся как в тщательном описании характеристик конкретных
об-в, так и в формулировании принципов, к-рые отражают фактическое знание о вариациях этих
характеристик в различных об-вах. Этот интерес по-разному проявляется в трех широких
субдисциплинах:
1. Археологии, или учении о предыстории челов. об-в, опирающемся на выводы, сделанные на
основе физ. свидетельств их существования, получаемых в результате раскопок.
2. Физической А., или изучения происхождения челов. групп путем исслед. распределения физ.
характеристик (включ. не только макроскопические, но и микроскопические характеристики, такие как
хим. состав крови и гены) и сравнительного изучения др. видов, родственных челов. виду генетически
или по условиям жизни. Межвидовое сравнение распространяется на поведенческие исслед., к-рые
сходны с нек-рыми видами исслед. в сравнительной психологии и зоологии поведения.
3. Социокультурной А., к-рая занимается изучением культурной и соц. структуры челов. об-в.
Наряду с различными специальными областями сюда входит тж антропологическая лингвистика,
представители к-рой имеют гораздо больше общего с лингвистами, чем с др. категориями антропологов.
Все эти субдисциплины А. потенциально релевантны тому или иному аспекту психологии.
Остальная часть этой статьи, однако, будет посвящена рассмотрению социокультурной А., к-рая имеет
наиболее развитые взаимосвязи с психологией и подчеркивает свою релевантность психологии. С
научным введением в большинство разделов социальной и культурной А. можно ознакомиться в
учебнике под ред. Хонигманна.
Антропологический метод
Антропологи располагают большим набором методов исслед., часть к-рых была заимствована
ими из других соц. научных дисциплин. Исключительно антропологическим методом являются полевые
исслед., к-рые предполагают проживание исследователя в изучаемом им об-ве на протяжении
продолжительного периода времени; участие, насколько это возможно, в его повседневной жизни;
наблюдение за такой жизнью даже тогда, когда исследователь не может принимать в ней активное
|