Navigation bar
  Print document Start Previous page
 67 of 1766 
Next page End  

участие, и интервьюирование членов этого об-ва не только как конкретных людей, изучаемых с
определенными целями, но и как информантов — т. е., носителей информ. об об-ве, его повседневной
жизни и верованиях.
Антропологическая теория
Б. ч. антропологической теории связана с попытками объяснения истории культуры. В основе
большинства таких теорий лежит понятие эволюции, принимающее разнообразные и порой
неожиданные формы. Антропологи XIX в. рисовали слишком упрощенную картину развития культуры
как последовательного прохождения через ряд взаимосвязанных стадий. В начале XX в. этот подход б.
ч. уступил место функционализму, изучающему, каким образом отличительные черты, присущие
успешно развивающейся культуре, поддерживают и обусловливают друг друга. Психологи могут
обнаружить сходство идей, лежащих в основе работ функционалистов, с идеями многих психол. теорий,
и поэтому не вызывает удивления то обстоятельство, что нек-рые исследователи-антропологи находили
полезным для себя использовать понятия бихевиоризма и психоанализа при разработке своих
объяснений культуры. Менее четкая связь с психологией и порой даже уклонение от обращения к
психол. теории отличает два др. антропологических подхода: диффузионизм, занимающийся
разработкой систематического знания о распространении и передаче культурных особенностей от
одного об-ва к другому, и когнитивную, или структурную А., к-рая рассматривает культуру как сеть
смыслов и значений, подлежащих интерпретации.
Материал полевых исследований как источник данных
Проведение полевых исслед. может мотивироваться теорет. интересами и личным интересом
антрополога к специфической географической области или народу. Весь накопленный материал
полевых исслед., охватывающий различные культуры всего мира, является результатом многолетних
усилий А. по разработке теорет. проблем и совокупности интересов всех соц. исследователей. Эту
совокупность этнографии (как называют научное изучение культур) используют и психологи,
пытающиеся найти ответы на интересующие их вопросы; в большинстве случаев такие
этнографические данные являются единственным источником информации, из к-рого можно получить
искомый ответ, поскольку они содержат сведения о многих об-вах либо уже не существующих, либо
претерпевших значительные изменения в результате продолжительных контактов с индустриальными
об-вами.
Все ли челов. сообщества склонны к ведению войн? Всегда ли тяжесть войны ложится гл. обр. на
плечи мужчин, а не женщин? Повсюду ли распространена вера в жизнь после смерти? Лежит ли в
основе орг-ии всех об-в семья? Всегда ли запрещается инцест? Этнографические отчеты позволяют
найти ответы на подобные вопросы. Хотя такие ответы не всегда оказываются простыми, они
позволяют достичь более точного знания об универсалиях челов. природы по сравнению с тем, к-рое
можно получить путем простого обобщения знаний лишь о своем собственном об-ве и нек-рых др. при
использовании их в качестве первоисточников.
Знание универсалий челов. природы оказывается весьма полезным при объяснении
индивидуального развития в любом отдельно взятом об-ве и при планировании психол. исслед.
Универсальность, конечно, не подразумевает существования некой врожденной и не подлежащей
приобретению склонности. Любой индивидуум развивается в об-ве, и все об-ва вырабатывают
определенные правила, на основе к-рых осуществляется контроль за социализацией его новых членов.
Способы мышления
Антропологи приложили много усилий, чтобы понять значение ритуалов, мифов, магических
обрядов и др. культурных феноменов и описать связанные с ними способы мышления. Подобно
литературным критикам, пытающимся понять конкретное художественное произведение, они в
большей степени тяготеют к тщательному изучению конкретного материала и его контекста, нежели к
абстракции и созданию общей теории. Поэтому результатом таких исслед., как правило, является
детальное истолкование имеющегося конкретного набора фактов в отношении конкретного об-ва, а не
теория, претендующая на универсальную валидность, и это истолкование поддается эмпирической
проверке отнюдь не легче, чем интерпретация художественного произведения литературным критиком.
Однако когнитивные антропологи затрагивают такие аспекты мышления, к-рым когнитивные
психологи уделяют мало внимания, и появляющиеся в этой области публикации вносят ценный вклад в
изучение челов. мышления.
Универсальность процесса
Б. ч. психол. исслед. подвергается серьезной критике на том основании, что их выводы могут
быть культурнообусловленными: если полученные принципы прошли проверку лишь в рамках одной
Hosted by uCoz