культуры, вероятнее всего, они будут валидными только для нее самой. Психологи могут ответить на
эту критику, проведя повторные исслед. в условиях др. культур; результаты такого рода исслед.
обобщаются в руководствах по кросс-культурной психологии. Вместе с тем в отношении нек-рых
выводов может применяться менее прямой подход, но допускающий более широкие выводы. Нек-рые
особенности культуры обусловливают челов. научение, к-рое может приводить к развитию др.
особенностей, и этот процесс, до известной степени, может быть спрогнозирован на основе принципов,
выведенных из монокультурных исслед.
Антропологическое знание является преимущественно продуктом XX в. Однако со временем
возможностей для полевых исслед. дописьменных об-в, особенно тех, к-рые еще не претерпели
радикальных изменений в результате взаимодействия с индустриальными об-вами, остается все
меньше. Методы и теории, разработанные антропологами, в настоящее время все чаще применяются в
ходе исследований нашего собственного и др. индустриальных об-в.
См. также Аккультурация, Кросс-культурная психология, Культурные различия, Обряды
перехода, Социальная психология, Табу
И. Л. Чайлд
Антропоморфное мышление (anthropomorphic thinking)
При А. м. действия животных и физ. объектов интерпретируются как рез-т процессов,
аналогичных тем, к-рые приводят чел. к определенным осознаваемым действиям, связанным со
знаниями, мотивацией, планированием и выбором. В XIX и начале XX в. мн. представители западной
культуры полагали, что в мышлении не имеющих письменности народов доминирует антропоморфизм.
Казалось, что религиозные верования и обычаи этих народов подтверждают подобную т. зр. Однако ее
распространение на «примитивное мышление» вообще стало слишком большим преувеличением.
Умение не имеющих письменности народов добывать себе пропитание, строить убежища и средства
передвижения при помощи самых примитивных технологий позволяет предположить большую
реалистичность их мышления. Это утверждение было подтверждено рез-тами мн. полевых исслед., в
частности объяснениями верований и обычаев, полученных от самих представителей изучавшихся
народностей. Во все времена и во всех культурах А. м., по всей видимости, возникало в тех случаях,
когда реалистичное знание и технические приемы оказывались недостаточными для решения проблем.
А. м. тж характерно для нек-рых аспектов религии. В новейшее время преимущества научного знания и
его распространение на новые сферы жизни чел. оставляли все меньше возможностей для А. м. Именно
этот факт лежит в основе возникновения трений между наукой и религией.
Особое значение для исслед. процессов, лежащих в основе А. м., а тж его распространенности
имели три направления психол. исслед.: а) анализ мышления детей, проведенный Пиаже; б)
психоаналитическая интерпретация нек-рых искажений мышления в виде проекций; в) анализ суждений
в ситуации неопределенности, проводимый в соц. психол. и когнитивной науке.
Проникновение научных методов познания в психологию дало нек-рым психологам повод
требовать полного запрета использования А. м. при анализе поведения животных и, более того,
поведения людей. В оживленных дискуссиях жесткий объективизм бихевиористского движения
постепенно сошел на нет. В настоящее время психол. наука допускает определенную долю
антропоморфизма при научной интерпретации поведения как людей, так и животных.
См. также Анимизм, Антропология, Оккультизм, Теория Пиаже
И. Л. Чайлд
Антропософия (anthroposophy)
Антропософская система мышления была разраб. в начале XX в. австрийцем Рудольфом
Штайнером. Термин «антропософия» переводится с греческого как «мудрость чел.», хотя Штайнер как-
то сказал, что его следовало бы понимать как «осознание чел. своей челов. природы». А. учит, что
обычное знание и мышление чел., бесспорно, полезны, но их нужно трансформировать т. о., чтобы
приобрести способность проникновения и тем самым получить доступ к знанию высших миров
сверхсознательной области, лежащей за пределами сферы наших обычных чувств. Эта
сверхсознательная область есть область воображения, интуиции, вдохновенного мышления и даже
ясновидческого опыта, т. е. форм познания, к-рые Штайнер приписывал духовному началу в чел. или
духовным мирам.
|