мужчины хотят быть «настоящими мужчинами».
В конечном счете Адлер включил это желание быть «настоящим мужчиной» в более широкий
контекст и круг понятий, таких как стремление к власти или совершенству, превосходству и, наконец, к
победе. Фрейд, напротив, объяснял М. п. как функцию комплекса кастрации и зависти к пенису.
См. также Адлерианская психология, Личность, Транссексуализм
Г. Л. Ансбахер
Музыкотерапия (music therapy)
Музыка использовалась с доисторических времен для того, чтобы вызывать экстаз и энтузиазм,
возбуждать агрессию перед битвой, облегчать или выражать чувства, налаживать связь, совершать
исцеление и т. д.
Исслед. показывают, что некоторые эмоции радость, грусть, любовь, страстное желание и
спокойствие часто могут быть вызваны с помощью музыки, что не относится к таким эмоциям как
гнев, страх, ревность и зависть. Изучению подверглось также влияние на эмоциональное состояние и
поведение мажорных и минорных аккордов, темпа, высоты звука, ритма, гармонии и мелодии. Быстрый
темп представляется наиболее мощным элементом, вызывающим состояние возбуждения.
Выразительность музыки в большей степени связана с мелодиями, чем с ритмом и темпом. Тональные и
ритмические рисунки оказывают влияние на координацию, равновесие, телесный ритм и вызывают
креативные или эстетические реакции, а также модулируют различные оттенки настроения.
Установлено также, что музыка расширяет объем внимания, снижает стресс, способствует
самовыражению, стимулирует ассоц. и образы воображения и способствует процессу запоминания.
При проведении М. пациенты могут слушать или исполнять музыку. Музыка также используется
в комбинации с элементами танца. Положительный эффект М. достигается даже у больных с
серьезными нарушениями психики.
Используемая в больницах, кабинетах психологов, консультантов, врачей и стоматологов,
музыка успокаивает, снижает уровень тревоги и способствует формированию состояния пациентов,
благоприятного для проведения терапии. Психодинамически ориентированные психотерапевты
используют музыку для облегчения глубинного исслед. личности. Однако наиболее часто М.
используется при лечении детей с задержкой умственного развития или с физ. дефектами. Широкий
спектр программ разработан для использования М. с контингентами больных разного возраста и
способностей.
Д. Мотет
Мультикультурное консультирование (multicultural counseling)
Маловероятно, чтобы стратегии консультирования, не принимающие в расчет культурные
условия, были точными или надлежащими. Культура в этом контексте определяется как «социальные
стимулы, являющиеся продуктами поведения других людей».
Мультикультурализм (Multiculturalism)
придает значение как тем аспектам, в к-рых группы
отличаются одна от другой, так и тем аспектам, в к-рых они в то же время схожи друг с другом.
Чрезмерный акцент на сходстве имел следствием ошибочную концепцию «плавильного тигля», не
придающую различиям никакого значения. Чрезмерное подчеркивание различий имело результатом
изоляцию групп друг от друга. М. к. это общая (родовая) теория, основанная на признании «как
культуроспецифичных характеристик, которые различают, так и общекультурных характеристик,
которые объединяют» людей. Мультикультурализм был назван «четвертой силой» в дополнение к
психодинамической, поведенческой и гуманистической психологии.
Интерес к М. к. вырос из движения за гражданские права и феминистского движения. Многие
принадлежавшие к меньшинствам авторы внесли свой вклад в оформление и развитие
мультикультурной перспективы, в фокусе к-рой первоначально находилась проблема подавление
меньшинств культурой большинства. Сью и Сью, Касас, Аксельсон и Педерсон, Дрэганс, Лоннер и
Тримбл собрали документально подтвержденные сведения о тех аспектах жизни и деятельности, в к-
рых занимающиеся консультированием специалисты признавали статус-кво ценностей доминирующей
культуры. Ренн обратил наше внимание на культурную инкапсуляцию консультирования под влиянием
этноцентризма («мое самое лучшее») или релятивизма («каждому свое»). Инкапсуляция,
произошедшая под давлением определяющей действительности, согласуется с допущениями
|