Navigation bar
  Print document Start Previous page
 661 of 1766 
Next page End  

доминирующей культуры, не чувствительна к культурным вариациям в об-ве, защищает существующее
положение от изменения и опирается на должностные инструкции, делающие упор на техническую
сторону работы консультантов.
Ли и Ричардсон указывают на ловушки широкой перспективы мультикультурализма. Этот
термин может определяться настолько широко и расплывчато, что утрачивает всякий смысл.
Стереотипизация каждой группы меньшинств может вести к игнорированию внутригрупповых
различий, а игнорирование сходства между культурами вполне может вылиться в новую форму
расизма. Существует опасность непринятия всякого традиционного консультирования как предвзятого в
отношении той или иной культуры. Возможно, что консультирование никогда не будет признано
заслуживающим доверия со стороны меньшинств вследствие массы несправедливостей, допущенных в
прошлом.
Дсауза считает программы позитивных действий (affirmative action programs)
в целом
несправедливыми, неэффективными и неуместными, отражая, т. о., т. зр., к-рая противостоит
мультикультурализму в консультировании и др. областях как несправедливо укрепляющему
приемлемое для гос-ва поведение. Критики мультикультурализма, однако, заявляют, что навязывание
приемлемого с государственной т. зр. поведения привело к разрушению традиционных ценностей.
Паттерсон выступает против попыток модифицировать консультирование в направлении его
приспособления к разным культурам и отстаивает универсалистскую позицию, согласно к-рой все
культуры оцениваются в соответствии с тем, насколько хорошо они способствуют самоактуализации
своих членов. Паттерсон отрицает необходимость использования различных навыков, акцентов и
инсайтов в каждой отдельной культуре. Дрэганс, отвечая на эту критику, указывает на то, что кросс-
культурные консультанты действительно не пытаются изменить культуру, скорее они предоставляют
клиенту возможность измениться, и что цели консультирования не ограничиваются самоактуализацией
в любой культуре, в связи с чем не обязательно отказываться от существующей теории и практики,
чтобы адекватно отвечать на запросы различных культур.
Ридли привлекает наше внимание к сохраняющемуся в консультировании неумышленному
расизму. Встречаются консультанты, к-рые заявляют, что они не замечают цвета кожи и обращаются со
всеми одинаково. А это подразумевает, что такой консультант испытывает неудобство в связи с
дифференцированным подходом к различным группам. Некоторые консультанты утверждают, что все
проблемы клиента имеют истоки в его культурном происхождении. Когда клиенты или терапевты
переносят из опыта предыдущих отношений положительные или отрицательные чувства на
конкретного терапевта или клиента, могут возникать ошибочные интерпретации. Отдельные
консультанты движимы амбивалентными мотивами в своей работе с меньшинствами, что указывает на
потребность во власти и доминировании, а это может приводить к неадекватной оценке. Терапевты
могут реагировать неподходящим образом, когда клиент точно распознает расистские тенденции в
поведении терапевта.
До недавнего времени мультикультурные проблемы не получали внимания и поддержки в
профессиональном сообществе консультантов. Расовые и этнические меньшинства пока еще
недостаточно представлены в этом сообществе. Национальный институт психического здоровья,
Американская психологическая ассоциация и др. организации проводят политику, нацеленную на
признание важности культуры. Касас связывает с новым интересом к мультикультурализму
государственное и общественное одобрение благоприятных для меньшинств демографических
изменений, возросшую различимость меньшинств, усилившееся давление со стороны групп борцов за
гражданские права и экономические стимулы для поставщиков услуг привлекать небелых клиентов.
Это открытие мультикультурализма может также быть следствием возросшего группового сознания,
государственной поддержки национальных меньшинств в сфере наемного труда и образования,
исполнения судебных приказов о басинге (совместной доставке школьников различной расовой
принадлежности на автобусах в школу и из школы) в целях расовой интеграции и требований вести
обучение на двух языках.
К воинственности движений за гражданские права, развернувшихся в 1950-х г., должна была
добавиться активность движений за коммунальную (общественную) систему психич. здоровья в 1960-х
г., чтобы подтвердить право всех граждан на получение услуг психиатрического здравоохранения.
Градус общественного недовольства повысился еще больше, когда инакомыслие сторонников движения
против войны во Вьетнаме и феминистского движения (нацеленного против неравенства) было с
одобрением воспринято и поддержано в СМИ. В 1970-х годах недопотребление услуг системы
психиатрического здравоохранения членами меньшинств получило статус серьезной проблемы. В 1980-
Hosted by uCoz