Navigation bar
  Print document Start Previous page
 662 of 1766 
Next page End  

х гг. наплыв беженцев из разных стран наглядно продемонстрировал важность мультикультурной
перспективы в консультировании. В 1990-х гг. быстрое изменение демографической ситуации
предсказывало, что к 2000 г. больше трети учеников государственных школ будут представлены
небелыми детьми, что еще больше подчеркивало востребованность мультикультурного подхода в
консультировании.
Барут и Мэннинг характеризуют исслед. в области мультикультурного консультирования как
сосредоточенные в основном на изучении пар «черный клиент — белый консультант», использующие
опросные или архивные методы и отбирающие участников из клиник психич. здоровья или
психиатрических больниц. Критикуя мультикультурные исслед., Понтеротто перечисляет 10 слабых
сторон таких исслед.: 1) отсутствие понятийной теоретической базы; 2) чрезмерный акцент на
переменных упрощенного процесса взаимодействия консультанта с клиентом при невнимании к
важным психосоциальным переменным; 3) чрезмерное доверие к данным, полученным в
искусственных, оторванных от реальной жизни условиях; 4) игнорирование интракультурных различий
внутри групп; 5) чрезмерная зависимость от нерепрезентативных (взятых из соображения удобства
исслед.) студенческих выборок; 6) сохраняющееся доверие к мерам и средствам измерения, созданным
в доминирующей культуре; 7) неспособность адекватно охарактеризовать изучаемую выборку в
соответствии с культурным происхождением; 8) неспособность описать пределы обобщаемости
результатов (или распространимости выводов); 9) ограниченность разнообразия изучаемых культурных
меньшинств и 10) отсутствие ответственности исследователей перед изучаемыми группами
меньшинств.
Члены Комитета по обучению и тренингу 17 отделения (Консультирование) Американской
психологической ассоциации разработали меморандум о компетентности в области М. к., выделив три
вида компетентности, придающих значение сознаванию, знанию и умению. Компетентность,
предполагающая сознавание, требует от консультанта: а) сознавать свое собственное культурное
наследие, ценя и уважая культурные различия между людьми; б) сознавать, как свои собственные
культурные ценности могут влиять на клиентов из др. культур; в) сознавать и спокойно признавать
расовые и мировоззренческие различия между клиентами и консультантом и г) знать и сознавать, когда
клиента, принадлежащего к определенному меньшинству, следует направить к другим специалистам.
Четыре компонента компетентности, связанных со знанием, требуют от консультанта: а) хорошего
понимания социально-политических сил, влияющих на отношения между культурами меньшинства и
большинства; б) конкретных знаний о культуре клиента; в) полных и ясных знаний общей теории и
традиционной практики консультирования; г) осведомленности об экономико-правовых барьерах,
мешающих членам меньшинств пользоваться услугами, предоставляемыми в сфере психич. здоровья.
Наконец, три вида умений, входящих в структуру компетентности в области мультикультурного
консультирования, предполагают, что: а) все квалифицированные консультанты должны владеть
широким (соответствующим уровню мастерства) арсеналом вербальных и невербальных способов
реагирования, адекватных конкретному культурному контексту; б) консультанты должны уметь точно и
вовремя посылать и принимать вербальные и невербальные сообщения в различных культурных
контекстах; в) консультанты должны уметь вести защиту или (в случае необходимости) добиваться
изменения системы или института, действуя от имени своих клиентов, принадлежащих к иной культуре.
См. также Билингвизм, Консультирование, Кросс-культурное консультирование, Кросс-
культурная психология, Кросс-культурные учебные программы, Культурные различия, Культур-шок,
Социальное влияние
П. Б. Педерсен
Мультимодальная терапия (multimodal therapy)
Многие клиницисты используют многомерные и многогранные процедуры обследования и
лечения, к-рые они часто обозначают термином М. т. Однако, хотя деятельность большинства
психотерапевтов внешне выглядит эклектичной и мультимодальной, лишь немногие в
действительности являются мультимодальными терапевтами. Это отличие является весьма важным.
Эффективный терапевт обычно проводит некоторую модификацию клинических процедур в
зависимости от любой из большого числа переменных. М. т., по существу, является той терапией, к-
рую, в отличие от деклараций своей деятельности, опытные психотерапевты проводят в
действительности. Поскольку М. т. прошла четко определенное ист. развитие, имеет соответствующую
систематизированную теорию и широкий репертуар технических приемов, она может вытеснить
Hosted by uCoz