натуралисты вовлечены в процесс поиска и разработки теории. В центре внимания доминирующего
традиционного эксперим. метода находится проверка и верификация теории. Натуралистический метод
является индуктивным, занимающимся построением обобщений, основанных на изучении отдельных
культур.
Легитимность индуктивного метода не получила широкого признания в доминирующей
исследовательской традиции, невзирая на существование ист. примеров успешного использования
индуктивного метода, таких как дарвиновская теория эволюции, и на активное использование этого
метода в повседневной жизни всеми людьми.
Хотя исслед. методом Н. н. являются описательными, не существует причины, по которой
результаты наблюдения и условия окружения не могли бы кодироваться и количественно измеряться.
Тому есть немало хороших примеров. Если классические работы в данной области, подобные исслед.
М. Мид жителей Самоа, критикуются за допущенные в них ошибки, как тогда надлежит разрешать
такие проблемы? Наблюдатели-натуралисты ожидают, что их интерпретации др. культур будут
оспорены, рассматривая естественное исслед. в более широком контексте как традицию сообщения,
перенятую из соц. истории, журналистских изысканий и филологической критики текста, к-рое обычно
складывается из более чем одной т. зр.
Роль исследователя может поднимать этические проблемы. Напр., каким образом
исследователю, осуществляющему скрытое наблюдение, обозначать границы между правом на личную
жизнь и нуждами исслед.?
Тенденции и перспективы
Ригидная модель естественной науки сталкивается как с внутренними, так и с внешними
проблемами. Этот процесс затронул даже физику, к-рая всегда ставилась в пример как образцовая
дисциплина в смысле научной объективности. Вместо представления об объективной реальности и
дуализме объекта и наблюдателя многими физиками в настоящее время используется термин
естественный феномен (natural phenomenon), включающий как объект исследования, так и метод
наблюдения. Н. Бор писал: «Неверно думать, что задачей физики является выяснение того, как устроена
природа. Физика занимается тем, что мы можем сказать о природе».
Возникновение нарративной этнографии как рефлексивного описания природы и процесса
наблюдения вовлекает как наблюдателя, так и наблюдаемого во взаимодействующее участие,
стимулируя дальнейший отход от традиционных норм объективности и дуализма между наблюдателем
и наблюдаемым. В нарративных этнографических отчетах наблюдатель и наблюдаемый не обязательно
разделены между собой и основной упор делается скорее на рефлексивность, нежели на отстраненность
или ценностно-беспристрастную объективность. Этот процесс носит название участвующего
наблюдения (observation of participant). Др. подходы, такие как критический феминизм и
микроэтнография разделяют сходные т. зр. на включение соц. окружения, а тж взаимодействия и
коммуникации между наблюдателем и наблюдаемым в научные исслед. для достижения более
реалистической перспективы.
Представляется обоснованным ожидать, что методы Н. н. в конечном счете обретут заслуженное
признание и еще более широкое использование как в качестве самостоятельных, так и вспомогательных
средств или дополнений к экспериментальному, опросному и другим методам исслед.
См. также Активное исследование, Прикладные исследования, Кросс-культурная психология,
Энвайронментальная психология, Исследование операций, Оценка деятельности, Методология
(научных) исследований, Выборочное исследование, Исследование социального климата
С. Р. Соннад
Научение «парному чередованию» (double-alternation learning)
Данная модель научения использовалась для оценки вклада высших психич. процессов в
научение. Первые исслед. проводились с лабиринтами. По своему устройству все лабиринты делятся на
два осн. вида, пространственные и временные. Большинство лабиринтов являются пространственными,
в к-рых животное продвигается от одного места к другому по мере прохождения маршрута со стартовой
позиции до целевой камеры. В исслед. Н. «п. ч.» использовались временные лабиринты, к-рые требуют
от животного разных реакций на различные события в одной и той же части лабиринта. На рис. 1
показаны два лабиринта, характеризующихся одной и той же схемой движения. Оба они являются
лабиринтами «парного чередования» со схемой ППЛЛ..., однако один из них пространственный, а
другой временной. Во временном лабиринте стартовой позицией является начало среднего коридора.
|