Navigation bar
  Print document Start Previous page
 688 of 1766 
Next page End  

Чтобы получить пищу, животное должно научиться пробежать по этому коридору до конца и затем
повернуть, напр., налево. Когда оно вернется в центральный коридор, оно должно войти в него и затем
снова повернуть налево. После совершения двух обходов левой части коридора животное должно снова
вернуться в центральный коридор; однако следующий правильный поворот будет направо.
Рис. 1. Временная (а) и пространственная (б) формы лабиринта парного чередования
Крысы почти всегда терпят неудачу в Н. «п. ч.» в условиях временного лабиринта. Возможным
объяснением здесь является то, что успешность в прохождении лабиринта парного чередования зависит
от интеллекта подопытных или испытуемых. Существуют два типа свидетельств в пользу такого
объяснения. Во-первых, «парному чередованию» могут научаться животные, занимающие на
филогенетической лестнице более высокую позицию, чем крысы, а именно: еноты, собаки, обезьяны и
челов. дети — все они успешно усваивают принцип «парного чередования». Вторым свидетельством
служат результаты эксперимента с детьми, к-рые должны были находить конфету, спрятанную в одной
из двух коробок. Поскольку задачей было Н. «п. ч.», конфета дважды пряталась в правую от ребенка
коробку, дважды в левую, и т. д. Дети различались по хронологическому возрасту (ХВ) от 2 лет до б лет
9 мес. и по умственному возрасту (УВ) — от 2 лет 3 мес. до 8 лет. Обе эти переменные дали корреляцию
со скоростью решения задачи, равную соответственно 0,81 и 0,86. Возраст самого младшего ребенка,
справившегося с парным чередованием, составлял 3 года 7 мес. К сожалению, для этого ребенка
отсутствовали соотв. оценки по интеллектуальному тесту, однако остальные данные указывали на то,
что минимальный УВ, необходимый для решения этой задачи, составлял примерно 4 года 6 мес.
Большинство детей при решении задачи парного чередования прибегали к вербализациям.
См. также Интеллект животных, Экспериментальные планы
Г. А. Кимбл
Научение грубым моторным навыкам (gross motor skill learning)
Приобретение умения двигаться, иногда называемое моторным научением, яв-сь предметом
большого числа эксперим. исслед. Наиболее популярным инструментом таких исслед., безусловно,
служит выполнение вращения, или вращательный тест.
Наиболее важной переменной, оказывающей влияние на результативность в процессе
приобретения умения, яв-ся распределение упражнений (distribution of practice). Как правило,
исполнение оказывается гораздо лучшим в условиях разнесенных по времени упражнений, нежели при
их концентрации. Специальные процедуры, использовавшиеся наряду с распределением упражнений,
позволили выявить другие важные феномены. Напр., перерыв на 10 или более минут, следующий за
серией непрерывных упражнений, приводит к улучшению исполнения, получившему название
реминисценции (reminiscence). Это спонтанное улучшение означает, что концентрация упражнений
способствует ухудшению только исполнения; испытуемые, находившиеся в условиях концентрации
упражнений, овладевали навыком в такой же степени, как и испытуемые в условиях распределения
упражнений.
Иногда этот последний факт частично затеняется потребностью субъекта в «разогреве» после
отдыха, следующего за серией непрерывных упражнений. Теория о том, что распределение упражнений
сказывается на исполнении, а не на научении, подтверждается показателями исполнения после периода
реминисценции. Если испытуемые возвращаются к режиму концентрации упражнений, их исполнение
ухудшается. Любопытно, что это ухудшение, как правило, продолжается до тех пор, пока кривая
научения не вернется приблизительно к тому уровню, на к-ром она находилось бы в том случае, если бы
не было периода отдыха; затем исполнение начинает улучшаться. Если испытуемые переключаются
Hosted by uCoz