восстановления полезной для здоровья центровки тела относительно силы тяжести.
Методики осознания движений
Эти процедуры часто комбинируются с регулируемыми способами дыхания. Айкидо и тай чи,
наиболее известные из небоевых восточных комплексов, восходят к древним дисциплинам, первонач.
предназначавшимся для того, чтобы монахи и тюремные узники могли с их помощью поддерживать
хорошее психич. и физ. здоровье, даже находясь в тесных помещениях в течение длительного времени.
Как и в танцтерапии, правильное использование этих процедур предполагает специфическую
эмоциональную экспрессию.
Находясь в рамках зап. научной традиции, Мойше Фельденкрайс разраб. свою методику на
основе глубокого изучения структуры тела и изменений моторики в зависимости от оптимального
функционирования или при воздействии стресса.
Тренинг восприятия
Этот вид тренинга опирается на гипотезу о том, что развитие здоровой личности, включая
здоровую способность к научению, осн. на интактных возможностях перцепции, к-рая, в свою очередь,
зависит от формирования здоровых двигательных навыков и навыков сохранения равновесия. Этим
навыкам можно эффективно обучать как школьников, так и взрослых с тем, чтобы не только
стимулировать врожденные способности к научению, но и чтобы обеспечить глубокие изменения в
личности, включая коррекцию глубокой личностной проблематики.
Методы терапии сенсорной депривацией и сном
Эти методы терапии осн. на клиническом наблюдении, в рез-те к-рого выяснилось, что мн. лица
с эмоциональными нарушениями благоприятно реагируют на снижение или устранение стимуляции
(пусть даже рутинной) в течение дня. Это наблюдение было в дальнейшем подтверждено данными о
том, что системы базисных представлений связаны с изменением показателей лимбической системы в
условиях отсутствия стимуляции. Длительное соблюдение постельного режима и сон, вызванный
седативными лекарственными средствами, рекомендуются в качестве лечения больных неврозами и
психозами, но долговременное их применение в мед. условиях оказывается затруднительным, в силу
чего эти подходы уступают место тотальной сенсорной депривации, осуществляемой в течение более
коротких промежутков времени. Использование поступающих в коммерческую сеть депривационных
камер, называемых камерами Сарнади, как сообщается, обеспечивает свежий терапевтический эффект.
Сюда же относится и японская система морита-терапии.
См. также Психодрама, Йога
Е. Джоунз
Невербальные тесты интеллекта (nonverbal intelligence tests)
Н. т. и. это тесты, составленные из неязыковых заданий, проводимые с минимальным
использованием речи или вообще без нее и предположительно измеряющие интеллектуальную
способность.
Термины и иллюстративные задания
Термин «невербальный» тесно связан с др. наименованиями тестов. Тест действия подразумевает
наличие заданий на манипулирование объектами, напр., составление кубиков или конструирование
объектов из отдельных элементов, в отличие от бланковых тестов (типа «карандаш бумага»).
Неязыковый (nonlanguage)
тест не требует использования устной или письменной речи тестируемым
или тестирующим. Не требующий навыков чтения (nonreading) тест не требует от тестируемого умений
читать или писать, но может предполагать частичное вербальное участие, такое, напр., как понимание
устных инструкций идентифицировать картинку. Обозначение теста как вербального в отличие от
невербального несет в себе дополнительный смысл языковой нагрузки заданий (особенно
обусловленной образовательным уровнем) в противоположность заданиям, свободным от вербально-
образовательного контекста. Такое различение не следует смешивать с противопоставлением
вербальных тестов количественным (quantitative), так как мн. количественные тесты измеряют навыки,
приобретенные в процессе школьного обучения (напр., подсчет стоимости продуктов). Нек-рые
когнитивные тесты дают вербальные, количественные и невербальные субпоказатели в расчете на
возможность раздельной оценки этих различных (но не полностью независимых) способностей.
Смысловые различия только что рассмотренных терминов лишь приблизительно отражаются в
назв. тестов или в составе невербальных заданий. Напр., замена символов цифрами может наз. мерой
«действия», хотя это задание типа «карандаш бумага», а в задании на фигурные аналогии
|