Navigation bar
  Print document Start Previous page
 700 of 1766 
Next page End  

невербальное содержание может сочетаться с письменными инструкциями тестируемому. В дополнение
к уже упомянутым типам вопросов, задания, наз. обычно «невербальными», включают расположение
картинок в определенной последовательности, нахождение недостающих деталей на картинках,
рисование людей или животных, идентификацию встроенных фигур (нахождение геометрического
паттерна в области более крупного паттерна) и заполнение пропущенных элементов матриц. В
контексте данной статьи термин «невербальный» (NV) относится к содержанию задания.
Тесты развития (developmental tests) составляют категорию измерительных инструментов, тесно
связанную с NV тестами, поскольку тестирование младенцев и дошкольников требует исключения или
контролирования роли языка. Тесты развития часто выборочно оценивают сенсорные, моторные,
аттенционные, перцептивные и манипуляторные способности, а тж когнитивные функции. Шкалы
Пиаже оценивают качественные функции, такие как подражание и целенаправленное использование
предметов.
Связь с теорией интеллекта
Идея «чистой», контекстно-независимой способности к различению абстрактных отношений, —
отличной от способностей, приобретаемых в ходе обучения, и сказывающейся на выполнении
разнообразных интеллектуальных задач, — восходит к Ч. Спирмену, назв. этот аналитический дар
фактором g. В теорет. изысканиях в области интеллекта невербальные тесты сыграли большую роль,
поскольку такие задания, как фигурные аналогии, матрицы и встроенные фигуры (все они могут
широко варьировать по степени трудности), считались хорошими мерами g-подобной способности. В
США создатели теорий интеллекта, отошедшие от идей Спирмена, делают акцент на отдельных
способностях, а не на пронизывающей все интеллектуальные функции общей способности, хотя
сохраняют интерес и к «аналитической» способности. Эволюция этой теории происходила в неск.
этапов. После 1940 г., когда появились тесты, дающие показатели как по вербальной (V),
так и по
невербальной (NV)
субшкале или субшкале действия (P), приобрела популярность концепция
«невербального IQ» (performance IQ). Напр., было обнаружено, что дети-билингвы и дети с легкой
степенью психич. задержки получают более высокие показатели по мерам Р, чем по вербально
нагруженным тестам. Разграничение VР утратило свое значение по эмпирическим основаниям и
постепенно было вытеснено идеей о континууме способности, на одном конце к-рого находятся
«кристаллизованные» (зависящие от образования) способности, на др. — «флюидные» (аналитические)
способности, а между ними располагаются способности, выявляемые в смешанных когнитивных
задачах. Аналитическая способность в теорет. понимании стала приобретать черты сходства с уровнем
формальных операций в концепции интеллекта Пиаже. В течение 1960-70-х гг., когда в американской
тестологии стало уделяться все больше внимания справедливым тестам и кросс-культурным исслед., NV
тестовые задания стали включаться в композицию тестов, предположительно не связанных или, по
крайней мере, «справедливо» увязанных с культурой и субкультурой.
Области применения
Тесты действия, неязыковые и не требующие навыков чтения тесты внесли определенный вклад
в работу по оцениванию специфических популяций, таких как дети младенческого и дошкольного
возраста, лица с задержками умственного развития и с физ. недостатками, а тж неграмотная (и не
владеющая английским языком) часть населения. Демонстрация, пантомима и перевод оказались в ряду
средств, используемых при конструировании или адаптации заданий, позволяющих минимизировать
роль языка, образования или культуры в выполнении тестов. Нек-рые из NV мер, первонач. разраб. как
«культурно-справедливые», впоследствии оказались весьма ценными в клиническом тестировании.
Попытки использовать NV задания в разраб. сначала «культурно-свободных», а затем
«культурно-справедливых» тестов, оказались гораздо менее успешными, чем ожидалось. Исслед.
обычно показывали, что: a) NV показатели повышаются вместе с социоэкономическим уровнем
тестируемых, так же как и V показатели; б) тесты, стандартизованные на членах определенной культуры
или субкультуры, благоприятствуют лицам со сходным происхождением; в) в данной культурной среде
прогностическая валидность теста снижается с уменьшением культурной нагруженности его заданий.
NV тесты иногда находят применение в ситуациях, когда тестирующие хотят минимизировать
обусловленные языком преимущества одних испытуемых перед др., поскольку выполнение NV заданий
в меньшей степени зависит от формального вербально-образовательного уровня, чем выполнение V
заданий. Однако выполнение любых тестов не является независимым от культурной принадлежности
индивидуума: NV задания не способны измерять некую «истинную» интеллектуальную способность, не
связанную с опытом жизни в челов. об-ве.
См. также Систематическая ошибка тестов, обусловленная культурными факторами, Меры
Hosted by uCoz