Navigation bar
  Print document Start Previous page
 702 of 1766 
Next page End  

уровня. Составляющие последнюю треть школьники распределяются по следующим категориям: 2—3%
уч-ся характеризуется недостаточной обучаемостью; еще 2—3% — задержками умственного развития;
около 1% попадает в др. категории, предусматривающие необходимость специального обучения;
примерно от 7 до 13% имеют Н. о. ч.; и около 20% характеризуются низкими способностями к
обучению (с IQ от 69 до 89), не позволяющими поддерживать учебную деятельность в пределах
среднего уровня, но при этом не оказывающимися достаточно низкими для отнесения таких уч-ся к
категории, требующей специального обучения.
Различия в используемых критериях и обследуемых популяциях препятствуют получению
полной и точной информ. о степени распространенности Н. о. ч.. Оценки в различных странах
варьируют от 1% (в Японии) до более 22% (в Австрии). Согласно наиболее распространенным оценкам,
в США от 10 до 15% детей школьного возраста характеризуются Н. о. ч. (включая детей с
недостаточной обучаемостью).
Подтипы недостаточной обучаемости чтению
С самого начала изучения Н. о. ч. врачи (гл. обр., невропатологи) постулировали существование
базового конституционального состояния ЦНС, в большинстве случаев врожденного и обычно
сопровождаемого др. трудностями в коммуникации. В отличие от них, пед. психологи находились под
впечатлением необычайно широкого спектра физ., когнитивных, эмоциональных, социологических,
речевых, культурных и проявляющихся в обучении нарушений, обнаруживаемых у этой категории уч-
ся, и склонялись к плюралистической т. зр. на причины их происхождения.
Те, кто полагает, что все или большинство случаев Н. о. ч. м. б. отнесены к к.-л. одной причине,
широко различаются в своих представлениях в отношении ее конкретного характера. Среди ее причин
наз. наследственность, минимальную мозговую дисфункцию, задержку созревания, замедленность в
специфических аспектах неврологического развития, конкуренцию между двумя полушариями
головного мозга, сенсомоторные дефициты, зрительно-моторные дефициты, вербальные дефициты,
нарушение мозжечково-вестибулярной системы и дефицитарность внимания и концентрации.
В недавних исслед. были предприняты попытки выделить в популяции лиц с Н. о. ч. однородные
в содержательном отношении подгруппы. При этом использовались различные типы процедур и
обследовались популяции, отбираемые на основе различных критериев. Неудивительно, что
получавшиеся в итоге виды нарушений в чем-то отличались от одного исслед. к др.
В настоящее время достигнуто значительное согласие в том, что категория лиц с сильной
дефицитарностью обучаемости чтению имеет в своем составе большую группу с дефицитами в
различных видах лингв. способностей, меньшую группу с дефицитами в зрительном восприятии,
группу со специфическим затруднением синтеза речевой последовательности и варьирующее число тех,
кто демонстрирует смешанные паттерны и не имеет др. специфических дефицитов, помимо чтения и
письма.
Вербальную группу характеризуют общие проблемы, связанные с фонематическим анализом
слов и объединением или синтезом звуков в слова. Др. специфические проблемы, обнаруживаемые у
нек-рых лиц с вербальными дефицитами, включают замедленное называние цветов или предметов,
слабость кратковременной вербальной памяти и недостаточный моторный контроль устной и
письменной речи; могут присутствовать или отсутствовать затруднения понимания на слух.
Гаддис подчеркивает необходимость увязывания диагноза Н. о. ч. с тем, что известно об алексии
и афазии у взрослых. Однако лишь малый процент случаев Н. о. ч. свидетельствует о существовании
мозговых повреждений, а диагноз «минимальная мозговая дисфункция» обычно основывается на
«легких» неврологических симптомах и/или рез-тах психол. тестов и, следовательно, является в
известной степени спекулятивным.
Во всех недавних исслед. отмечается существование значительного числа случаев, к-рые не
попадают ни в одну из выделенных подгрупп. Их процентное содержание (по данным различных
исслед.) колеблется от 15% до 70%. По всей вероятности, это случаи, причину к-рых следует искать в
плохом физ. здоровье и сенсорных дефицитах, эмоциональных проблемах, слабой образовательной
подготовке или неблагоприятной языковой и культурной среде. В клинической практике случаи
нарушений, обусловленные сочетанием конституциональных и соц. причин, встречаются гораздо чаще
случаев, обусловленных исключительно конституциональными причинами.
Диагностика дефицитарных навыков чтения
На настоящее время отсутствуют к.-л. определенные данные, связывающие подтипы Н. о. ч. со
специфическими коррекционными процедурами. Специалисты в области чтения должны опираться на
пед. диагностику, используя формальные и неформальные тесты на узнавание слов, декодирование,
Hosted by uCoz