чтение вслух и про себя, и понимание, чтобы разраб. ориентировочные программы обучения и затем
(путем последовательного и осторожного применения метода проб и ошибок) вводить в них при
необходимости соотв. изменения.
Терапия
Исправление ошибок в чтении подразумевает индивидуальную помощь, к-рую учитель
оказывает испытывающему трудности с чтением уч-ся в рамках регулярных учебных занятий в классе.
Иногда учитель получает помощь в диагностике и планировании соотв. коррекционных процедур от
специалиста по чтению, если таковой имеется в составе школьного персонала. Во мн. школах это
единственный вид помощи, доступный детям с Н. о. ч., к-рый зачастую оказывается неадекватным.
Коррективное чтение реализуется вне рамок регулярных занятий в классе, в школе или за
пределами школы и должно осуществляться учителем, прошедшим специальную подготовку по
коррективному чтению (или учителями под руководством специалиста по чтению). Междунар. ассоц.
чтения (International Reading Association)
опубликовала перечень квалификационных требований к
специалисту по чтению, и во мн. штатах учителям, прошедшим соотв. подготовку, выдаются
сертификаты специалистов по чтению.
Получивший в последнее время распространение психоневрологический подход выражает
тенденцию к преимущественному использованию коррективного обучения. Однако при этом не следует
упускать из вида, что нек-рые уч-ся с Н. о. ч. имеют эмоциональные проблемы, к-рые могут требовать
психотерапевтического вмешательства.
Функциональная тренировка
В 1960-х гг. осн. ставка в совершенно новой тогда области недостаточной обучаемости делалась
на функциональную тренировку использование процедур, предназначенных для совершенствования
базовых способностей, с дефицитом к-рых связывались трудности в обучении. Предполагалось, что, как
только базовые способности усилятся, это приведет к повышению учебных достижений.
Однако со временем накапливались данные, что такой подход иногда улучшал целевые
способности, но был слишком специфичным, и улучшения в чтении и др. учебных умениях, как
правило, оказывались более скромными в сравнении с контрольными группами, получавшими прямое
школьное обучение. Несмотря на то что нек-рые специалисты в области недостаточной обучаемости по-
прежнему делают акцент на функциональной тренировке, возникла тенденция использовать
целенаправленное коррективное обучение с включением в него элементов функциональной тренировки.
Для коррекции различного рода специфических проблем в чтении был разраб. ряд специфических
процедур.
Результаты коррективного чтения
Повторные обследования показывают, что когда уч-ся с явно Н. о. ч. оказывалась
высококвалифицированная коррективная помощь, позволявшая им справляться со школьными
заданиями, требующими навыков чтения, мн. из них осваивали программы школы, колледжа и даже
аспирантуры.
См. также Недостаточная специфическая обучаемость, Минимальная мозговая дисфункция
А Дж. Харрис
Недостаточная специфическая обучаемость (learning disabilities)
Если индивидуум не извлекает пользы из традиционной программы обучения и при этом не яв-
ся социально неблагополучным, педагогически запущенным, не страдает задержками в
интеллектуальном развитии и не обнаруживает заметных симптомов, к-рые бы свидетельствовали о
нарушениях нейропсихологического функционирования, то такой индивидуум характеризуется как
страдающий Н. с. о. Если индивидуум испытывает в процессе общения трудности либо с восприятием
речи, либо с речевой экспрессией и не может читать или решать мат. задачи в границах тех стандартов,
к-рые установлены данным школьным округом, этот индивидуум тж рассматривается как страдающий
недостаточной обучаемостью.
Недостаток четкости в характеристике отличительных признаков Н. с. о. приводит к его
различной интерпретации, обнаруживающейся в клинических и образовательных условиях. Проблема
Н. с. о. привлекает к себе широкое внимание и превратилась в одну из важнейших областей исслед. в
неврологии, педагогике, психологии и медицине. Эта неспособность может оказываться специфической
для навыков чтения или распространяться на все когнитивные процессы. Она может сопровождаться
или не сопровождаться поведенческой, соц. или двигательной проблематикой. Короче говоря, Н. с. о.
|