Navigation bar
  Print document Start Previous page
 704 of 1766 
Next page End  

оказывается крайне индивидуализированной: каждый случай характеризуется специфической,
присущей только ему симптоматикой. Главной заботой любого специалиста в связи с этим оказывается
подбор подходящих диагностических и коррективных/компенсаторных программ.
Оценки распространенности Н. с. о. чрезвычайно колеблются из-за нечеткого ее определения,
однако следующие цифры, по-видимому, могут служить ориентирами на межнациональном уровне
среди грамотного населения: от 2% до 4% проявляют признаки выраженной неспособности к
пониманию текста, вербальной коммуникации и письму, тогда как от 3% до 5% др. сталкиваются со
значительными трудностями в исключительно специфических областях, таких как чтение (дислексия),
письмо (дисграфия) и математика (дискалькулия). В сравнении с ними число лиц, испытывающих
проблемы с чтением по причине сниженного интеллекта или плохого усвоения навыков, может
составлять до 15% популяции; хотя они и яв-ся кандидатами на коррекционную помощь, тем не менее
они не рассматриваются как страдающие Н. с. о. Неопределенные критерии препятствуют
тж
накоплению более точной стат. о частоте этого явления. Известно, что Н. с. о. равномерно распределена
по возрастам, социоэкономическому статусу, интеллектуальным уровням и встречается во всех
культурах, обучающих грамоте.
В соответствии с отмеченными выше ограничениями определения данной неспособности,
следующие характеристики могут присутствовать или не присутствовать у к.-л. отдельно взятого уч-ся.
Во-первых, сюда могут относиться трудности с восприятием (пониманием) речи или речевой
экспрессией. Здесь тж могут встречаться нарушения вербального и невербального мышления (не
психопатологического характера).
У мн. лиц с Н. с. о. могут обнаруживаться дефициты памяти, особенно кратковременной памяти.
Широко распространены перцептивные и когнитивные дефициты, такие как перестановка и плохая
дифференциация букв, неспособность группировать и классифицировать похожие элементы, слабые
умения в решении задач. При выявлении перцептивных или когнитивных дефицитов их следует
отличать от дефицитов внимания или неспособности концентрироваться на задачах в процессе их
решения. В отличие от последних, перцептивные и когнитивные дефициты не поддаются
поведенческому изменению, однако перцептивные и когнитивные дефициты могут исчезать после
коррекции дефицитов внимания.
В дополнение к часто встречающимся перцептивным, когнитивным, лингв. и неврологическим
дисфункциям лица с Н. с. о. тж часто демонстрируют признаки соц. и эмоциональных нарушений.
Поскольку большинство таких детей с каждым днем так или иначе отстают в повседневной учеб.
деятельности (по крайней мере, в течение какого-то периода времени), они начинают осознавать свое
«отличие». Для взрослого или ребенка с Н. с. о. отнюдь не редки такие явления, как наличие
негативных Я-образа, Я-концепции и самооценки; нежелание работать над решением задач вследствие
возникающих трудностей; присутствие многочисленных психосоматических нарушений уклонение от
соц. контактов. Др. могут сверхкомпенсировать свое отличие, нарушая дисциплину на уроках, задирая
сверстников и нарушая общественный порядок. У лиц с Н. с. о. часто встречается гиперактивность, к-
рая тж играет разрушительную роль при выполнении учеб. заданий. Если это гиперактивное поведение
не вызывается органическими нарушениями, эффективным средством его коррекции оказывается
поведенческий тренинг, в др. случаях показали свою эффективность такие лекарственные препараты,
как риталин и пемолин [цилерт], не препятствующие интеллектуальному функционированию.
Из-за комплексного характера синдромов, проявляющихся в нарушениях обучаемости, одной из
наиболее актуальных задач яв-ся ликвидация профессиональной изоляции специалистов. С целью
междисциплинарной оценки можно использовать историю индивидуума и семьи; физ. и
неврологическое обследование; психол. оценку, включающую его интеллектуальный, перцептивный и
личностный профиль, и разраб. программы обучения.
В 1977 г. был приведен в действие публичный закон 94-142. Он стал поворотным событием и
гарантировал равные возможности в образовании всем недееспособным лицам в возрасте до 21 г. Закон
тж определил Н. с. о. как одну из форм инвалидности и обязал административные органы штатов и их
территориальные подразделения развивать соотв. виды услуг. Несмотря на довольно медленное
внедрение этого закона из-за целого ряда политических, экономических и организационных проблем, в
настоящее время выявляется и обеспечивается необходимой помощью знач. больше лиц с Н. с. о. по
сравнению с прошлыми годами.
Стимулированная законом, работа по раннему выявлению детей из групп «высокого риска»
способствует росту знаний в отношении коррекции и компенсации; возникают новые подходы к
имплозивному вербальному воздействию и вводятся альтернативные средства коммуникации, напр.,
Hosted by uCoz