(такие, как абстрагирование, рассуждение и решение задач; поведенческий самоконтроль;
дискриминация, отбор и торможение реакций; эффективность и гибкость действий в уме), скорость,
сила и координация психомоторных реакций все это в той или иной степени становится объектом
оценивания. Н. о. использует меры функционирования сенсорно-перцептивных входных систем, двух
основных центральных систем обработки информ. (вербально-языковой и невербально-зрительно-
пространственной), системы планирования и организации исполнения, а также выходного устройства
(моторных умений и навыков). Вдобавок ко всему измеряются внимание, концентрация, общее
возбуждение и мотивация, от к-рых зависят все оценки этих способностей. Хотя представители разных
нейропсихологических школ могли бы иначе организовать или составить этот перечень когнитивных
функций, все эти виды поведения обычно оцениваются в комплексных системах Н. о. Кроме того, Н. о.
нередко охватывает и другие аспекты психол. функционирования (психопатологию, поведенческую
адаптацию и проблемы межличностных отношений).
Нейропсихологическое обследование отличается от других нейродиагностических процедур,
таких как компьютерная томография (КТ) или ЯМР-интроскопия, используемых для исслед. анатомич.
структуры головного мозга. При проведении Н. о. исследуются когнитивные возможности и
способности, и только на основе полученных результатов могут делаться выводы о состоянии
головного мозга и его функционировании. В этом отношении Н. о. сходна с нейродиагностическими
тестами, оценивающими др. функциональные возможности мозга. Например, ЭЭГ и методика
вызванных потенциалов измеряют электрическую активность головного мозга; ПЭТ (позитронная
эмиссионная томография) или SPECT (однофотонная эмиссионная компьютерная томография)
оценивают анатомич. паттерны мозгового кровотока или метаболической активности. Среди этих
методов Н. о. яв-ся единственной процедурой, позволяющей оценивать когнитивное и поведенческое
функционирование чел. в реальной жизни.
Проводя оценку и интерпретируя полученные данные, нейропсихологи должны учитывать
анатомич. соображения и поведенческие последствия, связываемые с разными этиологическими
состояниями. Напр., некоторые когнитивные функции зависят от вполне определенных анатомич.
структур (напр., низкоуровневые сенсомоторные навыки или даже такое высокоуровневое восприятие,
как узнавание знакомых лиц, локализованы в сенсомоторной полоске и билатеральных базальных
затылочно-височных областях соответственно). Др. способности (напр., усвоение нового, абстрактное
рассуждение и скорость обработки информ.) имеют диффузную мозговую организацию или зависят от
сложного взаимодействия корковых и подкорковых нейронных сетей. Последствия поражений
головного мозга могут проявляться не только в разнообразных дефицитах когнитивных способностей,
но и в появлении новых форм поведения или симптомов, таких как персеверации, игнорирование одной
стороны или конфабуляции.
Лезак высказал мнение, что для компетентной нейропсихологической практики необходима
компетенция в четырех областях: а) клинических психотерапевтических и оценочных навыков, б)
психометр., в) нейроанатомии и функциональной нейроанатомии, г) невропатологии и ее поведенческих
проявлений. Пятая существенная область знаний является теорет. и связана с пониманием того, как эти
четыре содержательных области взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Эту последнюю базу
знаний, возможно, лучше всего рассматривать как арочную модель (overarching model)
или знания о
связях между мозгом и поведением, применимые в разных обстоятельствах и к разным диагнозам.
Лишь в рамках такой концептуальной системы нейропсихолог может интегрировать данные анамнеза,
медицинские сведения и текущее состояние когнитивных способностей; дать точное описание
сохранных и дефицитарных сторон познавательной деятельности индивидуума; поставить правильные
диагнозы (корректно определить этиологические условия и анатомич. локализацию); обрисовать
последствия выявленного диагноза для жизненного потенциала пациента; сформулировать прогнозы и
дать клинически полезные рекомендации.
Процесс оценивания. Существуют 3 главные причины для проведения Н. о.:
дифференциальный диагноз, лечение пациента и научное исслед. Первый шаг в процессе оценки это
определение вопросов, на к-рые необходимо ответить для удовлетворения специфических клинических
нужд. Далее нейропсихолог должен решить, какая информ. ему потребуется и как лучше всего ее
получить. Нейропсихологическое тестирование может быть только одним из нескольких используемых
методов. Фактически психол. тест это всего лишь выборочный анализ образцов поведения,
полученных в контролируемых или стандартизованных условиях. Др. методы получения информ. о
прошлых и нынешних возможностях поведения конкретного лица включают изучение конкретного
случая, клиническое интервью, оценку психич. статуса, прямое наблюдение поведения и отчеты др.
|