лиц, связанных с пациентом (супругов, детей, друзей, работодателя, а тж среднего мед. персонала и др.
профессионалов). Если хотят провести тестирование, то подбором тестов должен заниматься
компетентный специалист. Орг-ция сеанса тестирования, проведение теста, подсчет показателей и
оформление протокола все это важные факторы квалифицированного завершения этапа сбора
данных в процессе оценивания.
В современной практике Н. о. используются две основные фиксированные батареи тестов:
Нейропсихологическая тестовая батарея Халстеда Рейтана и Нейропсихологическая тестовая батарея
Лурия-Небраска. При использовании фиксированных батарей вопрос подбора тестов становится чисто
теоретическим, так как набор тестов в батарее предопределен ее составителями. Философия, на к рой
основан данный подход, заключается в том, чтобы пользоваться на практике таким набором тестов, к-
рый был предварительно разработан, организован и валидизирован для оценки клинически важных или
релевантных аспектов связанных с мозгом форм поведения. Тестирование с помощью фиксированных
батарей относится к типично психометрич., количественно ориентированному подходу. Его
преимущество состоит в комплексности и стандартизованности. Однако применение таких батарей
обычно занимает много времени и им явно не достает гибкости. Более того, фиксированные батареи не
допускают быстрой адаптации в тех случаях, когда появляются новые знания, касающиеся связей «мозг
поведение» и когнитивных функций.
Подходы к оценке с помощью гибких тестовых батарей более многочисленны и разнообразны.
Нейропсихологи из этого лагеря характеризуют себя то как клинически или процессуально
ориентированных, то как исповедующих стратегию адаптивного тестирования или стратегию проверки
гипотез. Однако в основе всех этих подходов лежит одна философия оценки должны
конструироваться для каждого пациента (или, в крайнем случае, типа пациента) в отдельности и давать
ответы на специфические, связанные с целями обследования вопросы. Хотя количественная информ.,
бесспорно, используется и в этих случаях, дополнительный акцент делается на качественной информ.,
напр., прошли пациенты данный тест или не смогли (процессуальный подход). Преимущество гибких
подходов к оцениванию заключается в том, что они в большей мере ориентированы на конкретного
пациента и специализированы в отношении конкретных клинических вопросов, а значит, требуют
меньше времени на проведение оценки. В такого рода оценку легко могут включаться как новые знания,
так и более совершенные тесты. При гибком подходе получаемые оценки не стандартизованы
относительно разных пациентов, условий или других оценок. Если специфические проблемы или
дефициты не делаются центральным объектом оценки, то они могут быть просто не замечены.
Назначение оценок. По мере развития области клинической нейропсихологии расширялось и
разнообразие целей и условий ее проведения. Исторически Н.о. использовались как вспомогательное
средство для уточнения локализации поражений головного мозга пациентов неврологических и
нейрохирургических отделений. Важность этой функции Н. о. уменьшилась с внедрением таких
нейрорадиологических методов, как КТ или ЯМР-интроскопия. Тем не менее Н. о. остается часто
востребуемой процедурой для выявления паттерна и тяжести дефицитов, связанных с различными
поражениями мозга или неврологическими заболеваниями. Она также играет важную роль в
диагностике таких состояний, как болезнь Альцгеймера или осложненная СПИДом деменция. Н.о.
нередко оказывают существенную помощь медицинскому персоналу, пациентам и их семьям в
принятии решений о выборе лечения и возвращении к работе после госпитализации.
Н. о. играют определенную роль в дифференциальной диагностике некоторых неврологических
и психиатрических состояний, имеющих клинически сходную картину течения (напр., деменции в
противоположность псевдодеменции, являющейся вторичной по отношению к депрессии или
тревожному расстройству), но разный прогноз исхода, и требующих принципиально различных
подходов к лечению. Наконец, Н. о. все чаще практикуются в судебных учреждениях, где они
документально удостоверяют наличие или отсутствие поведенческих нарушений, вторичных по
отношению к поражениям мозга (вследствие личных травм или медицинской небрежности), либо
помогают оценить сложные случаи снижения трудоспособности и компетентности.
Резюме. В течение нескольких последних десятилетий область клинической нейропсихологии
стремительно развивалась, причем прочное место в центре этой области заняла Н. о. Уникальный вклад
Н. о. состоит в том, что это единственная имеющаяся в нашем распоряжении диагностическая
процедура, позволяющая оценивать связи между мозгом и поведением на основе анализа реального
поведения.
Поддержку получили различные подходы к Н. о., а данные, полученные в ходе Н. о., широко
востребованы в разнообразных контекстах для удовлетворения целого спектра клинических нужд. Эти
|