См. также Повреждения головного мозга, Латерализация головного мозга, Рукость,
Неонатальное развитие, Модели нейронных сетей, Нейрохимия, Речевые расстройства, Исследование
расщепленного мозга
С. Корен
Нейропсихология (neuropsychology)
Н. это клиническая и эксперим. дисциплина, занимающаяся изучением, объяснением, оценкой
и коррекцией форм поведения, непосредственно связанных с функционированием головного мозга.
Несмотря на то что Н. преимущественно занимается людьми с поражениями головного мозга, эта
дисциплина тж рассматривает
индивидуальные различия между людьми с нормальным мозгом,
обусловленные различиями в его структурно-функциональной орг-ции. Н. представляет собой область,
образованную ветвями психологии и неврологии, и как таковая тесно связана с поведенческой
неврологией. Мн. работающие в этой области люди вместо базовой подготовки по психологии
получают специальность невролога, обучаясь в мед. ин-тах.
Историческое развитие
Связь между функционированием мозга и поведением документально зафиксирована в 3500 г. до
н. э. в папирусе Эдвина Смита, причем есть нек-рые основания предполагать, что эта связь была
замечена еще в эпоху верхнего палеолита. С незапамятных времен теоретики сходились в том, что
мышление и интеллектуальные способности чел. связаны с головным мозгом, однако между ними
существовали принципиальные разногласия по поводу того, какие структуры мозга ответственны за
интеллект. Совр. концепции функционирования мозга начали развиваться лишь в XIX в.
Галль был первым крупным исследователем, предположившим, что специфические психол.
функции локализованы в специфических органах или участках головного мозга, теория, в к-рую
уверовал французский хирург П. Брока. Опираясь на рез-ты аутопсии двух больных, утративших
способность пользоваться экспрессивной речью, Брока сообщил об обнаружении им зоны мозга, в к-рой
локализован моторный центр речи. Воспринятая мн. как важнейшее достижение, работа Брока вызвала
нескончаемый поток исслед., предпринимаемых для установления мозговой локализации
специфических психол. функций.
Несмотря на то что теории локализации пользовались особой популярностью в XIX в., мн.
ученые их отвергали. Флуранс предпринял целую серию атак в защиту теории эквипотенциальности,
согласно к-рой интеллектуальные и психол. навыки являются продуктом деятельности мозга в целом, а
не его специфических отдельных участков. В начале XX в. мн. неврологи приняли эквипотенциальный
подход. Хотя эти теоретики соглашались, что осн. моторные и сенсорные функции локализованы в
определенных зонах мозга, высшие интеллектуальные функции, по их мнению, являются рез-том
функционирования целостного мозга. Любое поражение мозга, независимо от локализации, будет
нарушать эти высшие интеллектуальные навыки.
Обе теории оказали существенное влияние на оценку поражения мозга в клинической Н.
Специалисты, отстаивающие эквипотенциальную т. зр., сосредоточились на поисках теста или тестов, с
помощью к-рых можно было бы измерять базовые высшие интеллектуальные навыки, страдающие при
всех формах повреждения мозга. Психологи, занимающие позицию локализационизма,
сосредоточились на поисках тестов, к-рые измеряют каждый психол. навык, опосредованный мозгом,
позволяя т. о. оценивать не только психол. навыки, напрямую связанные с мозгом, но и их локализацию
в специфических мозговых зонах.
Роль нейропсихологов
Начиная с 1960-х гг. Н. начала превращаться во все более и более специализированную область
деятельности, в к-рой работали люди с подготовкой, выходящей за границы обычно получаемой
клиническими психологами. Некогда участвовавшие только в выявлении больных с локальными
поражениями мозга среди др. категорий пациентов, в настоящее время психологи привлекаются для
точного определения характера и степени повреждения мозга, оценки терапевтических программ,
прогнозирования исхода лечения и планирования программ реабилитации.
Новые методики рентгеноскопии позволяют обнаруживать атрофию мозговой ткани без боли и
существенного вреда для жизни пациента. Поэтому мн. диагностические услуги, запрашиваемые ранее
от психологов, перешли в сферу компетенции нейродиагноста. А это, как доказывали мн., предполагает,
что психолог должен выполнять др. роль в нейродиагностике.
Одна альтернативная роль связана с проведением тщательного анализа мозгового синдрома в
|