Navigation bar
  Print document Start Previous page
 723 of 1766 
Next page End  

том виде, как он выражается у конкретного больного. Этот анализ включает оценивание таких качеств,
как общий интеллект, перцептивно моторное функционирование, речь, гибкость, скорость реакции,
внимание и концентрация.
Направления нейропсихологии
Принятие этой новой роли заставило поднять важные вопросы, касающиеся отношения Н. к
традиционным моделям профессиональной подготовки в области психологии. Нек-рые нейропсихологи
начинают считать, что они относятся к отдельной узкой специальности, по аналогии с тем, как
клиническая психология признается узкой специальностью. Напротив, др. воспринимают
нейропсихологию (особенно ее разделы, имеющие дело с оценкой и лечением) как специализацию
клинической психологии. В этой модели подготовка в области клинической психологии дополняется
специализацией по Н.
Нейропсихологи, придерживающиеся разной ориентации, могут тж совершенно по-иному
смотреть на популяции больных и практику. Психологи, получившие подготовку с ориентацией на
неврологическую традицию, чаще всего наблюдают больных с явными дефицитами в мозговых
функциях, особенно пациентов, страдающих афазией, вследствие того значения, к-рое мн. видные
неврологи придают речевым расстройствам. Применяемые ими методы обследования яв-ся
преимущественно качественными, ориентированными на выявление того, как больной выполняет то
или иное задание, а не на использование показателей, полученных по более традиционным психол.
тестам. Процедуры тестирования м. б. стандартизованы, но они часто изменяются в целях приведения в
соответствие с воспринимаемыми нуждами конкретного пациента и впечатлениями специалиста,
проводящего обследование.
Напротив, др. психологи могут придерживаться скорее количественного подхода к этим
проблемам, заимствованного из богатой традиции количественной психометрической оценки.
Существуют разные варианты этого подхода, причем одни из них, такие как применение единственного
теста, уходят в тень, тогда как др., напр., использование батарей тестов, завоевывают все большую
популярность. В любом случае количественный подход придает особое значение установлению норм
для тестовых показателей и обоснованию возможности объективного анализа демонстрируемых
пациентом дефицитов, вместо того чтобы полагаться на чисто интуитивную оценку. Однако
эффективность этого подхода все равно зависит от знаний и опыта клинициста, ибо паттерны тестовых
показателей могут изменяться под воздействием большого числа переменных, включая область
локального поражения мозга, скорость патологического процесса, характер поражения, преморбидный
интеллектуальный уровень, степень восстановления функции и мн. др.
Спорные вопросы в нейродиагностическом тестировании
В Н. есть ряд важных дискуссионных вопросов, касающихся выбора между индивидуальным и
стандартизованным тестированием, количественным и качественным тестированием, одноаспектным (с
использованием одного теста) и многоаспектным (с применением тестовых батарей) тестированием, а
тж роли клинического психолога и программ реабилитации.
Индивидуальное тестирование против стандартизованного
Сторонники индивидуализированного подхода обычно пропагандируют выбор тестов для
пациента на основе рез-тов мед. обследования, анамнеза и клинической картины на начальном и
последующих этапах лечения. Использующие этот подход нейропсихологи
утверждают, что
индивидуализированное обследование дает клиницисту возможность сконцентрировать усилия на
тестировании тех областей, где данный пациент обнаруживает наибольшую дефицитарность.
Теоретически такой подход позволяет клиницисту провести тщательное оценивание пациента за более
короткое время. Противники этого подхода отмечают, что точность индивидуализированной оценки в
значительной степени зависит от мастерства каждого отдельного клинициста. Когда субъективные
суждения клинициста дают основание для выбора корректных тестов, такое обследование м. б.
высокоэффективным. Если, однако, отобранные тесты не позволяют адекватно измерить дефициты
функций пациента, индивидуализированное обследование может оказаться недостаточным, в лучшем
случае, или вводящим в заблуждение — в худшем. Кроме того, утверждают оппоненты, этот подход не
дает возможности собирать систематические данные как по категориям больных, так и по категориям
нарушений; как следствие, возможности для выводов по рез-там обследования группы пациентов или,
по крайней мере, для научного подтверждения достоверности таких выводов, существенно
ограничиваются.
Вследствие этих ограничений мн. клиницисты используют стандартные тесты или тестовые
батареи, подбираемые в соответствии с тем, что они считают осн. измерениями, релевантными оценке
Hosted by uCoz