предполагаемой дисфункции мозга. Все пациенты оцениваются по этим измерениям. Разумеется,
стандартизованный подход имеет свои ограничения. Прежде всего, чем больше сторон затрагивает
обследование, тем больше времени оно занимает; для проведения наиболее полных комплексных
батарей тестов может потребоваться целый день или даже больше. Кроме того, входящие в
стандартизованные батареи тесты, адресованные всем пациентам в целом, могут иногда не подходить
для оценки областей, значимых для данного конкретного больного.
Эффективное компромиссное решение для преодоления ограничений стандартизованного
тестирования заключается в сочетании этого подхода с более гибким дополнительным тестированием.
Количественное/качественное тестирование
Количественный подход предполагает сведение всех особенностей выполнения теста к набору
чисел, к-рые можно использовать для сравнения рез-тов пациента по данному тесту с рез-тами,
полученными в нормативных группах здоровых людей и больных с поражениями мозга. На основе
таких сравнений может приниматься диагностическое решение. Сторонники количественного подхода
подчеркивают его доверие объективным показателям, к-рые характеризуются воспроизводимостью на
множестве исследователей и клиницистов, и его акцент на н.-и. рез-тах, получаемых в контролируемых
условиях.
Качественный подход придает особое значение тому, как конкретный чел. пытается выполнить
тест, а не набранному им в рез-те количеству баллов. Это дает клиницисту возможность понять важные
базовые процессы, к-рые определяют качество выполнения теста пациентом. Как только эти лежащие в
основе выполнения процессы становятся понятны клиницисту, он может идентифицировать причину
мозговой дисфункции и оценить ее значение для восстановительного лечения и реабилитации пациента.
Эти подходы не нужно рассматривать как взаимоисключающие. Эффективно работающие
клиницисты чаще всего сочетают оба подхода.
Одиночные тесты/тестовые батареи
Традиционно мн. психологи использовали только какой-то один тест для оценивания
расстройств, связанных с локальными поражениями мозга. Однако в настоящее время признается, что
подход к оценке на основе использования единственного теста в общем оказывается неэффективным.
Поэтому мн. клиницисты приняли мультитестовый подход, при к-ром диагностические решения
принимаются на основе совокупного выполнения тестов пациентом. В идеале входящие в состав
батареи тесты должны представлять различные способности, затрагиваемые при поражениях мозга.
Использование тестовых батарей тж оставляет больше возможностей для комплексных
интерпретативных подходов. Рез-ты теста, рассчитанного на правополушарное выполнение, можно
сравнить с рез-тами теста, рассчитанного на левополушарное выполнение. Вербальные тесты и тесты
правосторонних моторных и сенсорных функций считаются отображающими левополушарное
выполнение, тогда как невербальные тесты и тесты левосторонних моторных и сенсорных функций
считаются отображающими правополушарное выполнение.
При работе с тестовыми батареями тж может использоваться анализ конфигураций. Анализ
конфигураций, вероятно, представляет собой один из наиболее мощных инструментов, имеющихся в
распоряжении клинических нейропсихологов, к-рым они могут воспользоваться для анализа более
трудных, тонких случаев органического мозгового синдрома.
В нейропсихологическом оценивании применяется широкое множество тестов, как отдельных,
так и в виде тестовых батарей. Среди отдельных тестов, часть к-рых представлена в составе др., можно
назвать Гештальт-тест Бендер, Память на рисунки (Memory for Designs), Тест символов (Token Test),
Тест визуальной ретенции Бентона, субтесты из Шкалы интеллекта взрослых Векслера, Бостонскую
диагностическую экспертизу афазии (Boston Diagnostic Aphasia Examination), Наборную доску Пердью
(Perdue Pegboard), Словесно-цветовой тест Струпа (Stroop Color and Word Test) и Тест штата Висконсин
на сортировку карточек (Wisconsin Card Sort Test).
Кроме того, существует целый ряд тестовых батарей, но большинство из них используются
только в одном или относительно малом числе контекстов. Две батареи Нейропсихологическая
батарея Халстеда-Рейтана и Нейропсихологическая батарея Лурии-Небраска привлекли к себе
наиболее широкое внимание. Батарея Халстеда Рейтана была создана раньше батареи Лурии-
Небраска и применяется с 1950-х гг. Пожалуй, эта батарея больше, чем что-либо др. ответственна за
возросшую популярность клинической Н.
Нейропсихологическая батарея Лурии-Небраска яв-ся более новым тестом, введенным в
употребление в 1978 г. Эта батарея представляла собой отступление от стандартных тестов в том, что
сочетала качественный, поведенческий, неврологический подход Лурии со стандартизованным,
|