деятельность, к-рую выберет для себя чел., или тем, насколько будет удовлетворен данный чел.
избранной им профессией или деятельностью. К эмпирически разраб. обозрениям интересов, как
правило, предъявляется дополнительное требование: они должны четко различать или отделять членов
одной профессии от членов др. профессий. Примерами эмпирически разраб. обозрений интересов яв-ся
Обозрение профессиональных интересов Кьюдера (KOIS)
и Обозрение интересов Стронга-Кэмпбелла
(Strong-Campbell Interest Inventory).
См. также Измерение аттитюдов, Опросы общественного мнения
Э. Даймонд
Обман (deception)
О. наз. введение в заблуждение др. чел. Необнаруженный, О. зачастую приводит к успеху и
вознаграждению, причем мишени поддаются влиянию О., даже когда они знают, что данное сообщение
м. б. фальсификацией. Фальшивая похвала и притворное почитание, тж как и утаивание неприязни и
отвращения, позволяют ловко взаимодействовать с др., выполняя роль своеобразной соц. смазки.
Большинство людей, допускающих подобные искажения, не считают их О.
О. может происходить там, где возникает ситуация психол. оценки. Двумя временными
фокусами искажения истинного положения вещей яв-ся время самой оценки и относящегося к ней нек-
рого прошлого события. Это означает, что О. в отношении настоящего (т. е. во время вынесения
оценки) может полностью отличаться от О., к-рый имел место в отношении прошлого (напр.,
клиническое, уголовное или гражданское дело). Пациенты иногда обманывают врачей, чтобы попасть
на лечение в клинику, и отрицают психопатологию, чтобы прекратить лечение.
Простыми стилями реагирования, иногда используемыми обманщиком, яв-ся отрицание или
выдумывание всего, что только позволяет ситуация. В большинстве случаев, однако, используются
смешанные стили реагирования, в ходе к-рых люди прибегают к различным способам лжи в отношении
различных вещей. Людям иногда свойственно менять свои стили в рамках одной оценочной сессии от
полного отрицания проблем до честного реагирования, по мере увеличения степени усталости. Это
делает оценку О. более трудной, хотя и не невозможной задачей для требовательного оценщика.
Первые теории и ранние исследования
О. традиционно рассматривался как всепроникающее и адаптивное по своему характеру явление.
В нек-рых ранних концептуальных моделях О. рассматривался как некий универсальный инстинкт,
возникший в условиях естественного отбора.
Принципы О., к-рые Хаймен выделяет на основе анализа ранних работ по этой проблеме,
заключаются в следующем:
1. Все наши образы восприятия выводятся из сенсорных входных сигналов и потому подвержены
искажениям. Люди руководствуются воспринимаемыми указаниями в отношении того, что
представляет собой реальность, обычно осн. на наиболее вероятном событии, и именно на этих
указаниях играют обманщики.
2. Знание О. не всегда равносильно действию, имеющему цель ускользнуть от обманщика, не
дать себя обмануть или разоблачить ложь. Ранняя литература изобилует примерами, в к-рых О.
рассматривается как положительное (напр., ложь во спасение) или даже пользующееся спросом (напр.,
выступление фокусников) явление.
3. Понятие спровоцированного вывода имеет прямое отношение к О. Обманщик должен скорее
направлять мишени в сторону желаемого исхода, нежели говорить то, во что им следует верить, или то,
каким будет рез-т.
Роджерс, формулировки к-рого созвучны теории О. как адаптации, писал следующее:
«Отбор критериев для классиф. симуляции осуществляется и в значительной степени
предопределяется нашими объяснительными теориями. Совр. теории постулируют, что мотивация к
симуляции яв-ся или продуктом психопатологии личности, или ее криминального прошлого. Я
предложил третью модель, согласно к-рой симуляция яв-ся типично адаптивной реакцией на
неблагоприятные обстоятельства. к-рая м.б. наилучшим образом понята в контексте теории (принятия)
решений (с. 116).»
Дети и обман
В процессе отногенеза ложь начинает возникать уже в самом раннем возрасте, независимо от
социально-экономического статуса и образовательного уровня семьи, и продолжает проявляться ничуть
не в меньшей степени в период отрочества-юности и ранней взрослости. Подвергающиеся О. дети
|