демонстируют различные реакции, в зависимости от возрастных и ситуационных факторов. Как и в
случае взрослых, у детей связь между подверженностью О. и способностью обманывать др.
практически отсутствует.
Ястроу исследовал эффекты фокусов и др. форм О. на детях. Маленькие дети рассматривались
им как неподверженные действию О., так как они не имеют сформированного представления о
причинно-следственных отношениях. Ястроу ошибочно полагал, что значительному снижению шансов
на О. могло бы способствовать распространение образования.
Более совр. данные говорят о том, что младшие дети не оценивают ложь с моральных позиций,
что связано с их неспособностью устанавливать различие между внутренним (психич.) и внешним
(ситуационным). Поскольку ложь яв-ся одной из первых развивающихся форм вербального
интерактивного поведения, умение детей обманывать, по-видимому, варьирует в зависимости от
возможностей ребенка посылать сообщения и получаемой обратной связи.
Исслед., исходящие из тезиса о том, что маленькие дети научаются обманывать от ухаживающих
за ними взрослых, показывают, что О. и избежание наказания находятся в обратно пропорциональной
зависимости. Четырехлетние дети лгут, чтобы избежать наказания (44% от всей выборки) или по др.
эгоцентрическим причинам, напр., шутки ради (10%) или в целях собственной выгоды (14%).
Подростки рассматривают ложь как важную соц. проблему столь же серьезно, как это делают
взрослые, несмотря на почти универсальную нечестность, присутствующую в отношениях среди
старших подростков и молодых взрослых. В целом, по мере того как дети становятся старше, они все
больше оправдывают ложь альтруистическими соображениями, не отличаясь в этом от взрослых.
О. приобретает угрожающие размеры среди лиц с высшим образованием и среди тех, кто
готовится стать нашими лидерами. От 33% до 66% уч-ся средних школ и колледжей прибегают к О., и
большинство преподавателей колледжей постоянные его свидетели. Установлено, что свыше 85%
студентов колледжей обманывают своих товарищей, и почти все допускают ложь в отношениях с
остальными, оправдывая это тем, что они хотели оградить обманутую сторону от большего зла.
Практически все исслед. в условиях школы предусматривают использование уводящих в сторону,
скрывающих истину или откровенно ложных инструкций, мотивированное тем, что осведомленность о
целях процедур будет приводить к систематическому искажению рез-тов.
Военный обман
Теория О. получает поддержку со стороны военных исслед., охватывающих широкий спектр
способов и методов ведения военных действий. Огромные суммы денег затрачиваются федеральным
правительством на систематическое изучение методов О. в ходе военных операций, мн. из этих методов
классифицированы. Корни совр. военного мышления можно найти в Ветхом Завете, в работе Карла фон
Клаузевица «О войне» (On war), произведениях китайских философов, таких как «Иск-во войны» (Art of
war) Сун Чжу, работах по психофиз. и психометр., эстрадной магии и др. источниках.
О. оценивается военными положительно. Как правило, обнаруживается обратно
пропорциональная связь между степенью примененного О. и реальной военной силой. О. дешевое
средство с т. зр. труда и капитала. Самое главное, О., по-видимому, срабатывает в большинстве случаев,
разумеется, при условии его надлежащей подготовки, что объясняет его высокую выгоду и
непрекращающееся использование.
Насильственное преступление и обман
По оценкам Национального ин-та юстиции (National Institute of Justice, NIJ), примерно 83%
населения США окажутся жертвами попыток или совершенных актов насилия в ходе своей жизни.
Почти любое насилие включает О. В ночных кражах со взломом общей практикой яв-ся маскировка и
смешение с окружением. Грабеж часто включает изрядную долю хорошего притворства с
демонстрацией при приближении совершенно безобидных
действий, за к-рыми следует плохое
притворство, когда грабитель прикладывает пистолет к затылку жертвы. Похищение людей с целью
выкупа тж предполагает сочетание хорошего и плохого притворства, когда местонахождение жертвы
тщательно скрывается, сочетаясь с угрозами в случае неуступчивости нанести этой жертве ущерб.
Жертвы и их значимые др. едва ли могут себе позволить проверить, не блефуют ли преступники.
Действия, предваряющие изнасилование, включают выслеживание, использование красноречия,
призванного успокоить жертву, при этом сами изнасилования обычно происходят по ночам.
Изнасилование при свидании, когда насильник хорошо знает свою жертву, предполагает значительную
долю хорошего притворства.
Методы оценки связанного с насилием О. представлены в работах Холла и Холла и Притчарда. В
целом, прошлое насильственное преступление оказывается лучшим предиктором дальнейшего насилия.
|