Необходимо использовать все альтернативные пути для создания доброжелательной атмосферы
дома, в школе и в об-ве. Для детей должны быть созданы реальные возможности внести свой
посильный вклад в об-во и развить чувство принадлежности.
См. также Отношения «родитель-ребенок», Эффект Пигмалиона
Дж. М. Платт
Обозрение профессиональных интересов Кьюдера (Кuder occupational interest survey)
О. п. и. К. (KOIS) было разраб. Ф. Кьюдером в 1966 г. KOIS состоит из 300 описаний
профессионально релевантных занятий, сгруппированных в триады. Проходящие обследование
отмечают одно наиболее предпочитаемое и одно наименее предпочитаемое занятие в каждой из 100
триад. Эти ответы затем сравниваются с ответами репрезентативной выборки членов 126
профессиональных групп и 48 групп специализаций в колледжах. Профессиональные шкалы KOIS
достаточно полно отражают номенклатуру профессий, описанную в ряде публикаций Министерства
труда США, а тж профессиональную иерархию от квалифицированных специалистов до
квалифицированных рабочих. Шкалы областей специализации не менее полно представляют перечень
специализаций, предлагаемых колледжами на территории США.
Рез-ты приводятся в рангах степени сходства ответов респондента с ответами критериальных
групп, отдельно по профессиям и областям специализации в колледжах. (Для 39 из этих профессий и
специализаций были разраб. «парные шкалы» раздельные шкалы для мужчин и женщин одной
профессии/или области специализации. Причина такого разделения по половому признаку состоит в
том, что женщины и мужчины даже в пределах той же самой профессии или специализации
существенно различаются в своих ответах на ряд пунктов KOIS.) Однако респондентам, независимо от
их пола, сообщают показатели по всем шкалам и рекомендуют учитывать всю информ. при выборе
профессии и планировании обучения. В настоящее время KOIS дает тж показатели интереса к десяти
широким профессиональным областям. Следует заметить, что хотя оригинальные шкалы этого
инструмента были созданы в 1966 г., периодически разраб. новые шкалы.
См. также Тестирование способностей, Методика вынужденного выбора, Измерение
профессиональных интересов
Э. Даймонд
Обоняние (olfaction)
О. буквально означает акт нюхания, и этот термин обычно используется, чтобы указать на
ощущение запаха. По ряду причин об О. известно меньше, чем о др. осн. чувствах. Прежде всего,
обонятельные рецепторы очень малы и расположены во внутренней области организма, что делает их
труднодоступными для исслед. Кроме того, трудно экспериментально предъявить определенное
количество пахучего вещества в качестве раздражителя рецепторов, как из-за аэродинамики носовой
полости, так и по природе самого стимула. Хотя были сделаны попытки определить первичные запахи,
исследователи не добились успеха в установлении ограниченного числа категорий, в к-рых можно
разместить все запахи.
О. играет важную роль в поведении многих животных, включ. млекопитающих. Напр., О. может
быть вовлечено в отношения хищник
жертва, то есть хищник может использовать его для поиска
жертвы, в то время как жертва может полагаться на свое чувство запаха, чтобы избежать встречи с
хищником. Поведение спаривания у многих видов ориентировано, по крайней мере, отчасти, на
обонятельные сигналы, и это также верно для родительского поведения.
Обонятельными раздражителями яв-ся переносимые по воздуху молекулы летучих
(легкоиспаряющихся) веществ, растворимых в воде либо в жире. В общем, чем выше летучесть, тем
сильнее запах, хотя здесь существуют важные исключения.
Ряд свойств молекул пахучих веществ, возможно, связаны с их запахом. Предполагается, что к
ним могут относиться форма молекулы, ее частота колебаний (движения атомов в молекуле), и скорость
ее прохождения через обонятельные рецепторы.
Строение обонятельной системы. Рецепторные клетки расположены в обонятельном эпителии,
находящемся в верхней части носовой полости. Верхняя стенка носовой полости образована костью,
называемой решетчатой (продырявленной) пластинкой. Отверстия в решетчатой пластинке
обеспечивают проход обонятельного нерва, к-рый состоит из аксонов рецепторных клеток.
|